Описание картины Николая Рериха «Святой Франциск Ассизский»
В православном мире есть святые, которые почитаются верующими всех христианских направлений. Одним из таких является Франциск Ассизский. Он предстает центральной фигурой в картине Рериха, названной в честь него, которую он закончил в 1932 году. В качестве пейзажа Рерих выбирает скалистые горы и запрятанный в них город. Цветовую палитру он выбирает преимущественно из оттенков синего и красного. Выделяется только яркий светящийся желтый нимб над головой святого. Этот цвет обозначает его причастность к небесному и высокому. На это же указывают аскетичные одежды мужчины, его саванн. Его руки застыли в нетрадиционной позе для святых. Обычно они ничего не держат, кроме предметов культа. Здесь же видно, как удобно устроилась в его руках голубка. Это не просто птица, а олицетворение всех живых существ, которые чувствуют себя под защитой святого Франциска. Легенда гласит, что животные так проникались у нему доверием, что даже волк отказывался от своих кровожадных привычек после разговора с ним.
Его проповеди касались двух тем – любовь и выбор. Относительно любви он утверждал ценность платонических чувств, а также заботы к любому существу на земле. Ему требовалось время, чтобы постичь эту мудрость, и теперь он делится ею с людьми. Каждый человек свободен в выборе, поэтому нельзя набрасываться с осуждениями на того, кто совершил действие неправильное с вашей точки зрения. Прощение – самый ценный дар, так мыслил святой. Эта мысль запрятана и в картине, в цветах и главное – в позе мужчины. Рерих, пропустив через себя его философию, сел за написание этого полотна и постарался на холсте рассказать идеи святого. Например, пейзаж вселяет надежду, ведь, несмотря на то, что на небесах темно из-за людских пороков, земля полна жизни, и даже птицы свили своей гнездо.