Описание картины Николая Рериха «Странник Светлого града»
Н. Рерих – ученый, живописец, общественный деятель, писатель, религиозный философ, путешественник. Создал множество научных трудов и около 7000 картин. Помимо живописи на религиозную тематику, наследие Рериха включает росписи храмов. В поисках священного города Шамбалы исследователь предпринял ряд экспедиций, в том числе и на Тибет. Открытия, совершенные им в эти годы, встречи с восточными мудрецами повлияли на мировоззрение ученого и живописца и определили тематику его работ. Основной темой научных исследований Рериха были поиски истины, души мира, небесной гармонии на земле. В живописи Рериха особое место занимает цикл полотен, посвященных Шамбале – небесному городу, ищут который многие, но открывается он единицам. Полотно «Странник Светлого Града» (1933) принадлежит циклу картин, посвященных теме поиска истины, пристанища просветленной души.
Мы видим путника, приближающегося к светлому граду. Образ странника канонический – посох, дорожный мешок, одежда – все говорит о том, что это один из множества странников, бродящих по миру в поисках истины. Герой картины – не центральный ее образ, об этом говорит место, в которое автор поместил путника. Он сбоку, только входит в полотно, приглашая с собой и зрителя. Все внимание приковано к заоблачным вершинам гор, городу, раскинувшемуся у их подножья, и дороге – остатке пути, который нужно преодолеть. Что это за город – очередной из тысячи увиденных путником, или же долгожданная Шамбала? Труден путь познания и поиска мира в душе, но истинно верующий все преодолеет. Купола храмов обещают ответы на все мучающие вопросы. Автор словно говорит: преодоление трудностей – единственный путь к земле обетованной. Только тот, кто осилит этот путь, обретет рай на земле.
Полотно хранится в Нью-Йорке.