Описание картины Николая Рериха «Матерь мира»
Сам Рерих очень любил философию и интересовался восточными религиями. Он полагал, что свои знания следует передать как можно большему количеству людей. В своих картинах художник нередко изображал то, во что верит, и тем самым словно агитировал, призывал остальных следовать его примеру. Не все понимали, что изображено на холсте, но всё-таки приглядывались. А после внимательного разглядывания могли поверить. Этого и добивался Рерих. На картине «Матерь мира» можно увидеть самый оптимистический сюжет: тьма уходит в никуда, а взамен приходит Светлая Эра. Взгляду зрителя предстаёт огромная гора, на которой, как на троне, сидит Великая Мать. Она символизирует женское начало, и оно есть во всех религиях.
Многие вероисповедания восхваляют не мужчину-творца, а женщину-богиню, которая дала жизнь новому. Рерих попытался изобразить ту самую Великую Мать на своей картине. Лица её не видно, потому что его скрывает капюшон. Немного видна нижняя часть лица, но она настолько тускла и безучастна, что не выдаёт никаких эмоций. И только по нежному свету, который проливается на лицо, становится понятно: Светлая Эра совсем близка, а значит, грядут новые достижения, открытия, знания. Одежда Матери неаккуратно, но вместе с тем очень естественно свешивается с плеч богини. Это символизирует природную гармонию. За Матерью можно увидеть красивые созвездия – Три Мага и Семь Старцев. А сверху сверкает утренняя звезда, несущая радостное волнение и предвкушение чего-то волшебного. Рядом с горой протекает река, и можно понять, что это течёт сама жизнь – бесконечная, дающая пищу самой себе и вытекающая из самой себя. В реке плещутся рыбы, то есть земные жители. Каждый из них пытается отыскать свой путь в жизни. Два человека смотрят из-за гор. Их взгляды и позы говорят о восторге.