15.08.2016

Любовь в живописи


Есть мнение, что искусство возникло, потому что человеку было необходимо как-то выразить свою любовь. Именно поэтому тема любви в мировом искусстве наиболее распространена и востребована. Множество великих романов, стихов, фильмов и картин посвящено отношениям между мужчиной и женщиной. Однако именно живопись всегда сталкивается с определенной проблемой: как известно, любовь - это все-таки какой-то процесс, который невозможно показать в статике. Поэтому живопись, как способ передачи некого конкретного статичного момента, вынуждена показывать это сложное чувство каким-либо косвенным образом. Но, возможно, именно эта сложность делает картины, посвященные любви, особо трогательными и волнительными.

любовь в живописи

Практически все творчество французского художника Адольфа Бугро пронизано темой любви, но, бесспорно, две самые искренние и чистые картины – это «Идиллия» и «Ангелы». Их прелесть заключается в их простоте, ведь на них не изображено ничего лишнего. Возможно, кто-то скажет, что не любовь, а нежность, сладкое томление души и прочее, но разве эти чувства не составляют любовь?

поцелуй густава климта

Всепоглощающей страсти посвящена картина «Поцелуй» австрийского художника-модерниста Густава Климта. Любовь персонажей картины настолько сильна, что окрашивает весь окружающий мир в золотистый цвет, а сами они становятся единым целым. Аналогичное название носит полотно живописца Франческо Айеца. Выполненное в классической манере, оно уже несколько столетий считается лучшей иллюстрацией трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», которая во все времена была главным литературным символом любви.

поцелуй айеца

Крайне необычно, но очень точно, передал всю тонкость отношений между мужчиной и женщиной Рене Магритт в картине «Любовники». Головы целующихся персонажей на его картине закрыты белой тканью. Так художник пытался передать мысль о слепоте любви. Это значит, что мы не видим ни себя, ни свою пассию, ничего вокруг, настолько нас поглощает это чувство.

любовники магритт

Полны весенней «парижской» любви парные портреты Огюста Ренуара. Это и знаменитый «Танец в деревне», «Танец в городе», и «В саду», и многие другие. Везде французский импрессионист использовал один и тот же прием, чтобы передать чувства своих персонажей – взгляд мужчины, полный нежной трепетной любви. Мужчины Ренуара восторгаются своими спутницами, и в их глазах нет ни грамма пошлости. Несколько похожая интонация у картины другого французского импрессиониста Анри Мартена «Любовь весной». Правда, для большего эффекта он использовал приемы пасторальной живописи: деревенский пейзаж в качестве фона, овечки и барашки – более однозначного намека невозможно придумать.

танец в деревне ренуар

любовь весной

Искренняя, прошедшая испытание временем, любовь показана на картине В. Маковского «Варят варенье». Возможно, из всех приведенных примеров – это самое правдивое, ведь настоящее испытание для чувств - совместно прожитые года. Мастерство художника позволило передать мельчайшие оттенки чувств, которые сквозят в стариках. Да, это не всепоглощающая страсть Климта, но что-то искреннее, доброе и вечное. Если позволить немного разгуляться фантазии, неким приквелом этой картины можно назвать полотно Н. Ярошенко «На качелях». По крайней мере, обе работы созданы в схожей эмоциональной тональности.

Прекрасная картина, показывающее таинство зарождающейся любви, принадлежит кисти французского художника-натуралиста Жюля Бастьена-Лепажа. На картине «Деревенская любовь» оба героя, несомненно, благоволят друг к другу, но стесняются своих чувств, боясь быть отвергнутым. Кому из нас не знаком этот до ужаса неприятно-волнующий комок в душе? Тема отношений мужчины и женщины часто затрагивалась в творчестве прерафаэлитов – их богатая цветовая гамма позволяла искусно передать весь трагизм человеческих отношений. Излюбленным сюжетом для них была легенда о Тристане и Изольде, однако, иногда они «опускались» и до вполне обыденных героев. Как, например, на картине А. Хьюза «Апрельская любовь». Да, эти отношения оказались также коротки, как и тепло апрельского денька, но разлука является необъемлемой частью любви.

деревенская любовь

Кстати, именно болезненность разрыва вдохновляла многих художников. Полна печали героиня картины М. Нестерова «За приворотным зельем», а Э. Мунк вообще представил разрыв отношений буквально. В работе «Расставание» уходящая девушка уносит с собой часть души мужчины, у которого от происходящего кровоточит сердце. Не нужно быть гением, чтобы понять то, что хотел сказать художник. Конечно, это лишь малая часть прекрасных картин, посвященных великому чувству любви, но если пытаться освятить все любовные полотна, придется разбирать всю мировую живопись.

за приворотным зельем

э мунк расставание

назад к списку новостей »