Уникальная техника Рембрандта
Рембрандт - один из самых ярких представителей золотого века голландской живописи. Его мастерством восхищаются до сих пор, его картины являются предметом для подражания, а загадки на его полотнах безуспешно стремятся разгадать уже несколько веков.
Иногда гениальность художника объясняют нестандартной техникой живописи, тем, что Рембрандт любил экспериментировать и никогда не повторялся. Например, он рисовал картину не всю сразу, а начинал с заднего плана. Как правило, тени и задний план его картин прозрачны, основные светлые места, наоборот, делались максимально плотными. Таким способом достигался эффект контраста света и тени. Для большей глубины Рембрандт широко использовал лессировку – нанесение полупрозрачных красок поверх основного цвета.
В раннем творчестве художника часто встречается техника импасто – придание объемности светлым участкам. Это особенно заметно в мужских портретах Рембрандта, в том числе и в автопортретах. До настоящего времени исследователи не смогли установить, как именно создавалась такая текстура. Однако, известно точно, что под каждую картину Рембрандт по-разному грунтовал холсты, а выбор грунта зависел от тех эффектов, которые он хотел получить в готовой работе. Еще один оригинальный художественный метод художника – это процарапывание острым концом ручки кисти еще непросохшей краски. Этот прием Рембрандт использовал в портретах, рисуя волосы.
Из незаконченных работ художника видно, что зачастую он начинал картину из гризайли (использования тонов одного цвета), учитывая локальные пятна света и тени. Иногда, для создания сильного светового эффекта, Рембрандт использовал чистый белый цвет. Художник придавал своим полотнам эффект объемности, передвигая толстый слой краски по холсту в процессе работы. Подобная «лепка» иногда создавала видимость некой небрежности, однако это ощущение обманчиво. Известно, что при работе над портретами, Рембрандт надевал одежду модели на манекен натуральной величины. Это позволяло художнику спокойно и не спеша прорисовывать все складки на одежде.
Голландский художник был настоящим мастером светотени: он играл эффектом контраста, фокусируя зрительское внимание на тех фрагментах, которые хотел выделить: украшения, руки, лица, то что не имело такого интереса - скрывалось в тень. Использование эффекта светотени позволяло Рембрандту раскрыть перед зрителем сюжет именно так, как он задумал. Так, порой, в прозрачных тенях находятся ключи к разгадкам сложных сюжетов картины. Все хорошее и плохое, что происходило в жизни художника, также находило отражение в его творчестве. Счастливый брак с Саксией был светлой полосой в его жизни. И это чувствуется в жизнерадостных полотнах этого периода. После смерти супруги картины Рембрандта приобретают оттенок грусти и печали, а его палитра тяготеет к темным и серым оттенкам. Дальнейшая личная жизнь художника была полна трагедий и неудач. Рембрандту пришлось объявить себя банкротом, несмотря на успех в творчестве. Художник продал с молотка свой дом и все картины, чтобы как-то расплатится с долгами. Как ни странно, именно в такие периоды, и создавались самые гениальные полотна: «Ночной дозор»(1642), «Даная»(1636-1647) и «Святое семейство»(1645). Рембрандт написал около 600 полотен и более тысячи набросков. Любая его картина способна рассказать историю, вызвать бурю эмоций и удивить. Художнику удалось практически невозможное – его работы сложны и просты одновременно.