Петербургская школа живописи
Практически с момента возникновения, Санкт-Петербурга стал занимать важное место в художественной жизни русского искусства. Петербургская школа живописи сформировалась во многом благодаря Академии художеств, вероятно поэтому, во все времена она отличалась тягой к академизму. Одним из первых востребованных жанров стал портрет – это работы Рокотова, Аргунова, Левицкого, Брюллова.
В дальнейшем, с развитием Академии, на первое место выходит историческая живопись: художники (Лосенко, Акимов, Угрюмов) обращаются к теме античной истории и мифологии, а также к сюжетам из национальной истории. Этот период совпал с расцветом классицизма в российском искусстве. Развитие пейзажной живописи было связано с научно-познавательной традицией этой эпохи, которая была обогащена эмоциональным восприятием мотива. Особую популярность приобретают пейзажи-панно изображающие дворцово-парковые ансамбли Петербурга и пригородов.
Расцвет петербургской школы живописи пришелся на середину 19 века, и во многом был вызван общедемократическим движением, которое было направлено против крепостничества и самодержавия. Художники стремились показать уродливые стороны российской действительности, бесправие и нищету простого народа. Все это приводит к возникновению Товарищества передвижников, объединивших наиболее демократически настроенных художников Петербурга и Москвы. Деятельность передвижников активно поддерживал критик В. Стасов, а идейным вождём движения был И. Крамской. Важную роль в Товариществе играл и И.Репин, на картинах которого многие идеи передвижничества получили четкое воплощение.
Возникновение интереса к жизни допетровской Руси связано с именем В. Шварца. Он одним из первых без романтической идеализации и слащавости стремился передать события той эпохи. Пейзажная живопись этого периода тяготела к простым мотивам (творчество И. Шишкина, Ф. Васильева, М. Клодта), а также к экспериментам в передаче освещения (работы А. Куинджи). Важную роль в становлении петербургской школы живописи сыграло открытие в столице двух крупнейших музеев изобразительного искусства – Нового Эрмитажа в 1852 году, и Русского музея императора Александра III (сейчас - Русский музей) в 1898 году.
К концу девятнадцатого века петербургская школа уступает лидирующие позиции московской школе живописи, которая возникла благодаря открытию МУЖВЗ. Соперничество двух столиц некоторое время активно стимулировал художественную жизнь страны, однако к 1900 году петербургские художники все чаще обращались к академизму и пропаганде салонной живописи. Октябрьская революция и Гражданская война практически поставили крест на петербургской школе живописи, а попытка ее восстановления во второй половине прошлого века не дала реальных результатов.