09.08.2016

О тюбике с красками


Появление такого привычного для нас предмета как жестяного тюбика серьезно изменило историю живописи. В частности, именно благодаря тюбику с красками появился импрессионизм. Изначально, краска изготавливалась художниками самостоятельно из различных пигментов и связующих веществ. Если быть честными, чаще всего этим занимались подмастерьями живописцев. Первый прототип тюбика с готовыми красками представлял собой мешочек  из свиного мочевого пузыря, в котором необходимо было проделать небольшое отверстие и выдавить необходимое количество краски. Чтобы краска не вытекала и не высыхала, проделанное отверстие запечатывалось при помощи гвоздя с широкой шляпкой. Хотя такое изобретение имело множество недостатков, это был определенный прорыв.

Следующим вариант тюбика был предложен английским художником Джеймсом Хамсом в 1822 году. Он предложил помещать готовую краску в стеклянный шприц с поршнем. Этот «тюбик» был лишен большинства недостатков свиного пузыря, но широкого признания также не получил, поскольку уже через 19 лет американский портретист Джон Ренд, запатентовал сжимающийся оловянный тюбик. Он закручивался крышечкой, поэтому краска не высыхала, а художник мог использовать её повторно.

Первые тюбики изготавливались из олова или свинца, но поскольку оба металла имеют некоторые недостатки, основным «тюбиковым» металлом стал алюминий. Готовая краска из тюбика имела постоянную сбалансированную консистенцию, что давало художникам возможность разбавлять ее маслом и практиковать тонкое письмо. Благодаря краскам в тюбиках живопись стала доступной практически каждому. Живописцы больше не были привязаны к своим студиям, а работа на пленере стала реальностью. Кроме того, палитра художников обогатилась широкодоступным разнообразием цветов, что позволило им подмечать самые мимолетные изменения природы. А большое количество и доступность красок открыли художественному миру широкие, красочные и толстые мазки, а также мастихин. Также готовая краска в тюбиках избавила художников от необходимости изучать химические особенности растворителей и связующих веществ, технологии изготовления пигментов. Теперь нужно было просто открыть тюбик с нужным цветом, лишь изредка разбавляя краски скипидаром либо олифой.

Однако, кроме несомненных плюсов, тюбики имели и имеют ряд существенных недостатков. Так, вещество, которое придает краскам нужную пастообразную структуру, со временем желтеет и снижает их яркость. А сами тюбики стоили достаточно дорого, поэтому не каждый живописец мог их себе позволить. Кое-кому просто не нравились такие краски. Поэтому многие художники продолжали изготавливать, а кто-то и до сих пор изготавливает, краски самостоятельно.
Современные производители красок в тюбиках, добавляют в них ряд компонентов, увеличивающих срок годности, но ухудшающих их качество. Так, смолу (живицу) – один из важных ингредиентов в красках старых мастеров, пришлось заменить, поскольку она быстро затвердевает. Живица придает краске яркости, прозрачности, делает ее быстро сохнущей и клейкой, а без неё теряет эти качества. Поэтому широкое распространение тюбиков с красками словно отбросило масляную живопись к 1410 году, когда голландский художник Ян ванн Эйк открыл масляную лаковую живопись.

Первая масляная краска в тюбиках состояла из нужного пигмента и нерафинированного льняного масла. Если краска использовалась вся сразу, то никаких проблем не возникало. Но в случае повторного использования через некоторое время краска расслаивалась, масло вытекало, а пигмент ссыхался. Чтобы решить эту проблему, в краску стали добавлять льняную олифу и карбонат кальция. Увеличение срока годности, решение проблем с расслоением и высыханием красок в тюбиках велось путем добавления  эмульгаторов и стеаратов, что значительно снижало интенсивность красочных пигментов. Именно поэтому картины конца 19 века отличаются тусклой и матовой живописью.

Если в течении практически половины тысячелетия живописные полотна отличались блестящим красочным слоем и яркостью, то успех тюбика свел на нет основные достижения старых мастеров. Также краска в тюбиках привела к радикальным стилистическим изменениям в живописи. Основная причина этого – изменение техники накладывания красочного слоя, а также самих красок. Определенная гаммовая ограниченность фабричных красок в тюбиках привела  к господству матовой и тусклой живописи, и, практически, на нет свела эффект прозрачности. Благодаря этому эффекту старые мастера писали теневые места, придавая полотну видимость свечения. Художники-импрессионисты не могли этого сделать, поэтому они условно обозначали тени при помощи ударных мазков фиолетового и черных цветов. Однако это, в свою очередь, привело к открытию Ренуаром цветных теней. 

назад к списку новостей »