Московское училище живописи
Вторым ведущим художественным учебным учреждением в дореволюционной России и крупнейшим в Москве было Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). После Октябрьской революции училище было преобразовано во Вторые государственные свободные мастерские, а в настоящее время это Московский художественный институт имени Сурикова. История учреждения начинается в 1832 году, когда группа любителей искусства основала «Натурный класс» для рисования с натуры. Вскоре при нем был организован Публичный художественный класс, существующий на средства художественного общества. Организацию возглавил М.Ф. Орлов, который стремился превратить класс в общедоступную академию нового типа. Для этого он пригласил преподавать лучших московских художников, в том числе В.А. Тропинина
В 1843 году художественный класс преобразован в Училище живописи и ваяния, а 1865 году к нему было присоединено архитектурного училища. Именно этот год и считается официальной датой образования МУЖВЗ. Выпускники училища в правах были приравнены к выпускникам Петербуржской академии художеств. С этого года училище имело право присваивать своим выпускникам звание художника и давать большие и малые серебряные медали. Кроме того, в училище принимали представителей всех сословий, в том числе крепостных крестьян.
В 1857 году один из преподавателей училища - С.К. Зырянко, являющийся учеником А.Г. Венецианова, провозгласил принцип следования натуре, что стало новым методом в преподавании живописи. Наибольший расцвет училища пришелся на 1870-е годы и был связан с В.Г. Перовым, который всячески способствовал сближению училища с Товариществом передвижников. Перов подготовил целую плеяду талантливых художников: М.В. Нестерова, С.А. Коровина, А. Е. Архипова и других.
Пейзажным классом Училища в этот период руководил А.К.Саврасов, который воспитывал у своих учеников любовь к русскому национальному пейзажу. Именно из его мастерской появился гений И.И. Левитана. С середины 1890-х годов в Училище преподавали В.А. Серов и С.А. Коровин. Ежегодно с 1878 года проводились выставки работ учеников училища. Именно на этих выставках приобретали картины многие коллекционеры, в том числе П.М. Третьяков. В отличие от Петербуржской Академии Художеств, Московское училище развивалось практически без участия властей, однако это не помещало ему достичь выдающихся результатов и встать в один ряд с Академией. В училище раньше получил распространение бытовой жанр, раньше утвердилось реалистическое направление в изобразительном искусстве. И именно МУЖВЗ сыграло главную роль в формировании московской школы живописи.