Золотой век живописи. Германия
Определить рамки «золотого века» немецкой живописи проблематично, прежде всего по географическим причинам. Те территории, которые сейчас называются Германией, ранее ей не являлись, весьма распространено и обратное положение. Поэтому известный немецкий художник мог быть кем угодно по национальности и жить в любой другой стране. Однако, согласно традиционной точке зрения, расцвет немецкой живописи пришелся на короткий период эпохи Северного Возрождения: с середины 15 века до 1520-х гг. Подобный расцвет искусства совпал с Реформацией и закончился из-за крестьянской войны 1524 года.
Основоположником немецкого Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528) - рисовальщик, живописец, гравер и теоретик искусства. Дюрер всю жизнь стремился познать истину мира, его смысл. Он всегда тщательно изучал натуру, пытаясь передать самые незначительные детали. Кроме того, для многих его картин характерен философский контекст, например гравюры «Меланхолия», «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним». Работы Дюрера проносят его мысли и чувства через время, они легко понятны даже современному зрителю. С 1520 года художник увлекся портретом и автопортретом. В этих работах Дюрер смог передать чувства изображенных людей и всю их подноготную.
Дунайскую школу живописи возглавлял Альбрехт Альтдорфер (1480—1538). Ранние работы этого художника не сохранились, а его зрелые работы отличаются ярким, оригинальным творческим почерком: это уникальный синтез наивной простоты неприкрашенных человеческих чувств и бюргерской трезвости с налетом своеобразной романтики и народной сказки. Лучшими картинами Альтдорфера считаются те, где главное место отведено пейзажу, поскольку художник успешно строил достаточно сложные пространственные композиции, мастерски используя эффекты дневного и ночного освещений.
Творчество Бальдунга Ханса по прозвищу – Грин (1484/86–1545) испытало влияние Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Основные этапы жизни художника связаны со Страсбургом, за исключением пятилетней работы над алтарем во Фрейбурге. В портретах Бальдунга прекрасно сочетается рационализм с мистикой, а обобщенная пластика – с ломаными и дробными ритмами. Творчество художника весьма многообразно – это и религиозные работы, и аллегории и мифологические картины, и портреты, и гобелены, и графические работы, и книжные иллюстрации.
Важной фигурой немецкого Возрождения является Лукас Кранах Старший. В его ранних произведениях уже заметна его тяга к новаторству: это и дерзкая правдивость образов, и выраженная асимметрия композиции, и экспрессивное цветовое решение. Однако в более поздних картинах уже господствуют сказочно-идиллическое начало и романтическое восприятие природы («Венера и Амур», «Нимфа источника»), что легло в основу дунайской школы живописи. Паралельно в творчестве Кранаха появляются тенденции, предвосхитившие возникновение европейского маньеризма первой половины 16 века: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела.
Самой загадочной фигурой золотого века немецкой живописи является Маттиас Грюневальд, последний крупный живописец Северного Возрождения, переоткрытый немецкими экспрессионистами в 20-м веке. О его жизни мало что известно, а из его творческого наследия сохранилось около 10 картин, в том числе «Поругание Христа», «Встреча святого Эразма и святого Маврикия», «Штуппахская мадонна».