Золотой век живописи. Италия
Золотым веком итальянской живописи называют период Высокого Возрождения, который продолжался около 30 лет, примерно с 1500 по 1530 годы. Если обобщать его итоги, то Высокое Возрождение анализирует полученный опыт и подводит итог проделанной работе.
Главные фигуры золотого века итальянской живописи – это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти – так или иначе относились к флорентийской художественной школы. Хотя при жизни они зачастую выступали как соперники, однако в настоящее время их творчество соединилось, став олицетворением главных ценностей эпохи Ренессанса: Гармонии, Интеллекта и Мощи.
Леонардо да Винчи (1452-1519) известен как живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, инженер, изобретатель, математик, анатом, физиолог, ботаником и множество других смежных профессий. Художественное наследие Леонардо не столько велико, так как многие из его картин не завершены. Переполненный различными замыслами, художник чаще всего ограничивался тем, что намечал в наброске примерные пути решения каждой живописной задачи. Если он решал осуществить замысел до конца, то в этом случае ему хотелось добиться максимального совершенства, что отодвигало завершение работы все дальше и дальше. Именно поэтому многие его картины создавались долгие годы. Леонардо считал себя гражданином мира, работал в Милане, Риме, Флоренции, жил во Франции. Художник одним из первых отказался от яркой окраски, предпочитая писать тонкими тональными переходами. Ему удавалось передать на холсте туманность и влажность воздуха, эффект воздушной дымки, мягко ввести свет и тени, сгладив контуры предметов. Наиболее известные работы Леонапрдо: «Портрет Моны Лизы», «Мадонна в гроте», «Витрувианский человек» и «Тайная вечеря».
Рафаэль Санти (1483-1520) родился на 30 лет позже Леонардо, но пережил его всего на год. В отличие от своего старшего коллеги, практически все его произведения были закончены. Для творчества Рафаэля характерна ясная соразмерность, строгая уравновешенность и чистота стиля, кроме того прекрасно прослеживается эволюция его стиля. Он был разносторонним человеком: занимался архитектурой, скульптурой, декором. В историю живописи он вошел как создатель дивных мадонн, самая известная из которых «Сикстинская мадонна» - небесная странница, закутанная в плащ. Необъяснимая одухотворенность и завораживающая глубина исходят от этой картины. Другие известные работы художника: «Автопортрет», «Мадонна со щегленком» и «Афинская школа».
Микеланджело Буонарротти (1475-1564) больше известен как скульптор и архитектор. Однако его уникальный живописный талант проявился при росписи Сикстинской капеллы. Общая площадь фресок этого храма превышает 600 квадратных метров. Эта роспись считается энциклопедией живописной пластики эпохи Возрождения. Могучие духом и телом пророки и другие библейские персонажи показаны в сложных ракурсах и поворотах. Безусловно, самая известная фреска - «Сотворение Адама». Здесь художник отразил самый важный момент любого творения – передачу души. Кроме того, кисти Микеланджело также принадлежит роспись алтарной части Сикстинской капеллы, которая называется «Страшный суд». В дальнейшем, в период Позднего Возрождения, основные идеи художников золотого века итальянской живописи, а также копирование их творческой манеры, привело к возникновению маньеризма.