Золотой век живописи. Испания
В испанском искусстве термин «золотой век» чаще всего используют для расцвета литературы в эпоху Сервантеса, Лопе де Вега и Гонгора. Однако примерно в это же время (17 век) в Испании творили великие художники: Сурбаран, Веласкес, Мурильо, Эль Греко, поэтому иногда говорят и о золотом веке испанской живописи. Принято считать, что в это время испанская живопись испытывала серьезное влияние итальянского изобразительного искусства. Особым успехом пользовалось творчество Караваджо, а также работы Луки Камбьязо и картины мастеров венецианской школы. Поэтому у испанского натурализма были итальянские корни. Великие испанские художники: Рибера, Сурбаран, Веласкес, Кано в начале творческого пути делали упор на поиск реальности и усилении роли освещения. Однако в дальнейшем все они пришли к более свободным и персональным формам искусства. Так, Веласкес известен благодаря не только тенебризму, но и как создатель собственного стиля, на основании которого была создана отдельная школа портрета. Для позднего Кано характерно идеализирование формы, а картины Санчеса Котана, Алехандро де Лоарте и ван дер Хамена вообще популяризовали натюрморт, который назывался «бодегон».
В дальнейшем натюрморт становится доминирующим жанром (Фелипе Рамирес, Хуан де Арельяно, Хуан де Эспиноза) и только Кольянтес и Веласкес работают в жанре пейзажа. Важное место в испанской живописи начала 17 века занимал Эль Греко. В своем творчестве он предстает глубоко верующим человеком, однако его представления о Боге отличаются своеобразием. Картины художника напоминают видения и сны, фигуры на полотне словно утрачивают вес, материальность, вытягиваются, причудливо колеблясь, словно языки пламени. К сожалению, после смерти Эль Греко его творчество было на много лет забыто. Во второй половине 17 века испанская живопись испытала сильное влияние фламандского искусства, творчество Рубенса и Ван Дейка потеснило итальянскую живопись, за исключением венецианской школы. В этот период на смену темным композициям приходят динамичным произведениям с достаточно однородным освещением. Живописная жизнь концентрируется в Мадриде и Севилье, а Валенсия и Толедо теряют свое былое значение.
В Мадриде даже была сформирована так называемая «мадридская школа» - большая группа художников (Хуан Карреньо де Миранда, Франсиско Риси, нтонио Фриас Эскаланте, Матео Сересо, Антонио Фриас Эскаланте и Хосе Антолиньес), объединившая основные принципы венецианского и фламандского искусства. Эти живописцы были прекрасными колористами и умелыми декораторами. Севильское живописное искусство золотого века базировалось на портретном жанре. Здесь творили два талантливых мастера: Мурильо, которого при жизни называли «простосердечным интерпретатором благочестия», и Вальдес Леаль - обладатель кипучего темперамента, что заметно в его богатых пластикой, драматических и напряженных полотнах Теоретиком испанского искусства был андалусец Паломино, живший в Мадриде. Его перу принадлежит трактата о живописи и сборник биографий художников, который стал первым источником по испанскому искусству «золотого века».