Немного о цветоведение
Цвет является неотъемлемой частью живописи. Но, почему-то, мало кто уделяет ему много внимания, отдавая предпочтение перспективе, пропорциям, различным стилям и живописным техникам. А между тем, даже базовые знания о цветоведение дают ответы на многие вопросы. Как известно из курса физики, световой спектр не содержит белых и серых цветов. Поэтому, белые, серые и черные цвета называют ахроматическими (если дословно переводить на русский язык — бесцветными), а остальные цвета — хроматическими, то есть цветными. Стоит обратить внимание, что только чисто черный, чисто белый, и чисто серый цвет может называться ахроматическим, если же заметен хотя бы минимальный красноватый, зеленоватый или какой-либо другой оттенок, то цвет уже будет хроматическим. Единственной градацией ахроматических цветов является светлота, то есть белый просто светлее серого, а серый светлее черного. Спектральные цвета кроме светлоты, различаются также по насыщенности и цветовому тону. Называя цвет красным, синим или зеленым мы имеем в виду как раз цветовой тон. А степень отличия хроматического цвета от ахроматического аналогичной светлоты называется насыщенностью цвета.
Спектр является естественной шкалой цветовых тонов. Если к спектральным цветам добавить пурпурные (красный+фиолетовый), то спектр замыкается в кольцо — цветовой круг. Цветовой круг четко разделяется на четыре базовых цвета: зеленый, синий, красный и желтый. Все остальные цвета являются их «производными». Кроме того, цветовой круг позволяет разделить цвета на теплые и холодные. К теплым цветам относятся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые – они напоминают цвет солнечного света, огня, нагретых тел. Холодные цвета: голубо-зеленые, синие, голубые и сине-фиолетовые ассоциируются со льдом, водой, металлом, далью.
В повседневной практике художники редко используют научные термины. Например, термин «светлота цвета» обычно заменяют понятием «светосила». А цветовой тон, как правило, называют просто цветом. Однако, ахроматические цвета нельзя называть цветом, поскольку у них нет цветового тона. Термин «тон» (без прилагательного «цветовой») в обиходе художников имеет весьма неопределенное значение. Так, очень часто, говорят о картинных в светлых или в темных тонах, то есть делая упор на светлоту цветов. Иногда же используют понятие «картина в коричневых, оранжевых, пастельных и иных тонах», в этом случае термин «тон» совпадает с научным понятием «цветовой тон». А вместо термина «насыщенность» чаще всего используют «интенсивность». Но в цветоведение «интенсивность» употребляется в ином значении, которое объединяет насыщенность и светлоту. Так, при равной насыщенности цветов светлые тона оказываются более интенсивными, а при равной светлоте более насыщенные оказываются более интенсивными.
Белила (самая светлая краска) всего в тридцать раз светлее самой темной - черной. Поэтому цвет красок уступает по насыщенности цвету многих предметов. Однако это не мешает художникам передавать все цветовое богатство мира. Во многом это удается благодаря цветовому контрасту. Любой цвет в окружении более светлых цветов темнеет, а среди более темных – светлеет. Кроме того, в окружении хроматических цветов происходит изменения по насыщенности и цветовому тону. Если изменяется только светосила, то контраст называется светлотным, если же происходит изменение насыщенности или цветового тона или их обоих, то такой контраст носит название хроматического. Стоит обратить внимание на то, что светлотный контраст сильнее проявляется, если контрастирующие цвета сильно различаются друг от друга по светлоте, а хроматический контраст сильнее проявляется при близости или равенстве светлоты контрастирующих цветов.