Репин Илья Ефимович - Отказ от исповеди перед казнью.
1879 — 1885 годы.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло
48 x 59.
В ноябре 1879 года известный художественный критик Стасов В. В. - близкий приятель И. Е. Репина - познакомил художника с опубликованной в нелегальном журнале "Народная воля" поэмой Н. М. Минского (Виленкина) под названием "Последняя исповедь". Произведение произвело на Репина огромное впечатление, и у него появился замысел новой картины "Исповедь" (авторское название картины, которую в советское время переименовали в Отказ от исповеди перед казнью). Репин мастерски строит композицию полотна: глубина пространства камеры достигается посредством диагонального расположения арестантской койки, связь между персонажами устанавливается расположением их лицом друг к другу. Художник отказывается от изображения спора средствами движения и жестикуляции фигур, переводя столкновение мировоззрений в плоскость внутренней психологической выразительности. Главный герой картины Отказ от исповеди перед казнью изображен Репиным в фас. Он выглядит измученным заточением, однако воля революционера не сломлена, в его усталом взгляде читается решимость и презрение к смерти. Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители "Народной воли".
Холст «Отказ от исповеди» появился при прочтении Репиным изданного одним из подпольных журналов стихотворений под названием «Последняя исповедь». Вдохновленный прочитанным, художник долго пытался набросать композицию с изображением интересной иллюстрации, но иллюстративность не удалось. Автор решил толковать сюжет на свой лад. Читая стихотворение, становится понятно, что священник спорит с одним из революционеров, которого приговорили к смертной казни. Он считает себя правым, но преступник не поддается его уговорам. Священник озлобленно призывает его покаяться, сжигая пламенем самого себя.
Художник заменил спор на молчание. Сжимая в руках крест, священник как бы говорит, что готов выполнить свои обязанности сполна. Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним. Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. Его измождение достигло апогея. Мужчина облачен в рваный халат с пятнами, на его голове видны длинные волосы, а на лице борода. Все это создает неряшливый образ. Судя по его виду, заключенный сидит в такой позе давно, при этом сохраняя присутствие духа. Поза революционера, отшатнувшегося от священника, говорит о его нежелании исповедоваться и каяться. Он ждет, чтобы его поскорей оставили в покое, и, наконец, казнили.
Картина исполнена мутными цветами. Свет в камере практически отсутствует. Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Холст показывает зрителю не только отказ от покаяния, но и отказ от жаркого спора, протекающий в тиши тюремной камеры.