Китайская живопись
Искусство Китая отличается от мировой культуры тем, что оно неразрывно связано с философией. Уже полторы тысячи лет назад китайское изобразительной искусство базировалось на мировоззрении чань-буддизма, завезенного сюда монахом. В через несколько десятилетий чань-буддизм разделился на две ветви: северную и южную. Первая проповедовала постепенное прозрение человека, а вторая делала упор на внезапное просветление. Параллельно с этим формировались и два главных направления китайской живописи: «северная школа» и «южная школа», также изветсная как «литерати».
Художники «северной школы» в большинстве своем были профессиональными придворными живописцами, в то время как «Южная школа» объединяла всех тех мастеров кисти, которые никогда не входили в официальные художественные группы. Поэтому творчество представителей «южной школы» более открыто, в нем больше импровизации и экспериментаторства. Живопись «литерати» отличается глубоким философским содержанием, мировоззрение этих художников не консервативно и не ограничено этическими нормами. Главной задачей художников «северной школы» было передать состояние души человека, через изображение его единства с природой.
Сам термин «южная школа» появился в китайской культуре только в конце 16 века благодаря выдающемуся художнику и теоретику Дун Цичану. Именно в его работах впервые явно проявилось разделение северной и южной живописных школ чань-буддизма. И, именно благодаря ему, произошло разделение не столько на разные техники, сколько на разные философии живописи. Картины художников «южной школы» отличаются монохромной цветовой гаммой, четкой проработке деталей, а в целом они более импрессионистичны, чем картины последователей «северной школы». Философское направление «южной школы» объясняет своеобразным стилем жизни художников этого направления. Все они стремились избежать мирской суеты, проводя большую часть времени в отдаленных деревнях, отдаваясь единению и растворению в мире природы. Именно поэтому основной темой «южной школы» стал пейзаж. «Литерати» рисовали окружавшую их природу и живущих среди неё людей, делая особый упор на неразрывную связь человека и окружающего мира. Часто среди персонажей этой живописи можно встретить путешественников, а также людей искусства, в окружении первозданной природы.
Неотъемлемая часть этих картин – каллиграфические надписи: цитаты из классической китайской поэзии, стихи самого художника, или вирши какого-либо поэта в духе сюжета картины. Внутри «южной школы» в разные периоды на первый план выходили разные стили или подшколы. Самая известная среди них - «Школа У». «Школой У» называют группу китайских художников-интеллектуалов, объединившихся вокруг Шэнь Чжоу из Сучжоу. Название школы появилось благодаря древнему наименованию района в дельте реки Янцзы. Художники «школы У» делали особый упор на личности художника и творческом процессе. То есть их творчество – это мета-живопись: живопись, которая описывает искусство живописи. Лидер «школы У», Шэнь Чжоу, был самым талантливым и художников этого направления. Согласно его жизнеописания, в сове время Шэнь Чжоу отказался от чина государственного чиновника, предпочтя построить себе домик за городом, где предавался размышлениям, живописи и каллиграфии.
Зачастую «школа У» рассматривается ответ более ранней «школе Чжэ». Представители «школы Чжэ» отдавали предпочтение декоративным и масштабным полотнам. Их творческая манера более консервативна, чем у художников «южной школы». Долгое время «южная школа» была главным стилистическим направлением в живописи Китая. Только в 19 веке, с появлением европейцев, которые серьезно изменили ритм жизни страны, «южная школа» стала уступать первое место другим живописным техникам, которые лучше отражали новую эпоху.