27.06.2016

Как понимать натюрморты


О том, что натюрморт – это жанр живописи, основанный на изображении «мертвой природы» известно практически каждому. Любуясь натюрмортом, чаще всего мы осознаем лишь живописный эффект полотна, что, бесспорно, очень важно. Однако, как показывает опыт мировой живописи, упадок натюрморта начал происходить в 18 веке, когда живописцы стали стремиться к повышенной декоративности полотен, отказываясь от смысловой нагрузки.

как понимать натюрморты

Периодом расцвета натюрморта был 17 век, особенной популярностью этот жанр пользовался в Нидерландах. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: так, Утрехт – на цветочных композициях, Харлем — на «завтраках», Лейден – на натюрмортах ванитас, Гаага — на рыбных натюрмортах, а Антверпен — на крупных декоративных полотнах цветочной и фруктовой тематике. Все голландские натюрморты 17 века, кроме эстетической красоты всегда несли какой-то смысл. «Секрет» чтения этих работ заключается в сложной, иногда многоуровневой, системе символов и эмблем, которую использовали художники. Эти символы - это особый язык, который основан на сформировавшемся эмблематическом мышлении, свойственном конкретной эпохе, зачастую совсем не понятный посторонним.

как понимать натюрморты

Любой символ многозначен, а все его значения обусловлены, в основном, реальными свойствами объекта. Так, роза символизирует весну, расцвет, греховное наслаждение, бренную человеческую плоть; в религиозном контексте - означает Марию и Христа, а шипы на стеблях ассоциируют со страстями Христа и страданиями мучеников. При светском толковании шипы роз означают грех и боль после наслаждения, но иногда этот цветок интерпретировался как символ добродетели. Осыпающиеся лепестки роз говорят о мимолетности жизни и скоротечности земных удовольствий. Подобная многозначность в большинстве случаев приводит к серьезным разногласиям в толковании натюрморта современными интерпретаторами. Ведь сюжетных композициях смысл символов обычно подчиняется общей идеи картины. А в цветочных натюрмортах зачастую букеты – это особым образом организованная система, где у каждого растения строго определенное место. Поэтому большинство натюрмортов 17 века, без сюжетных «подсказок» художника, превратились в загадки без однозначных ответов.

как понимать натюрморт

Сложная система символов, сложившаяся в средневековой Голландии, позволяет расшифровать лишь отдельные символы, а вот смысл всего натюрморта зачастую остается непонятен. Расшифровкой подобных произведений искусства занимается отдельная наука - эмблематика. В ее интерпретации, эмблема — это образец, который служит основой для создания различных вариантов, которые расширяют первоначальный образ новыми оттенками смысла. Это позволяет творчески воспринимать образца, переосмысливать его на разных уровнях. Согласно эмблематики, задача художника  - найти такую схему, которая максимально органично сочетает композицию и смысловое содержание. А «чтение» натюрморта превращается в интеллектуальную игру. Практически любой предмет явление может интерпретироваться в разных аспектах: как любовная символика, в качестве религиозной аллегории, в морально-дидактическом плане. Причем любовная тематика и нравоучительные натюрморты относились к «низшим» стилям, а религиозные – к «высшим». В любой жанровой картине значение предмета подчинено сюжету, а натюрмортные детали призваны лишь дополнить его, придать дополнительные смысловые оттенки. А в «чистом» натюрморте предмет не зависит от содержанию, он первичен сам по себе, а его значение получается исключительно от его качеств. Многозначность большинства предметов в натюрморте позволяет зрителю по своему расшифровывать ту или иную картину. Или, вообще, отказаться от поиска какого-либо смысла и наслаждаться исключительно внешними эстетическими достоинствами полотна. И эта точка зрения также имеет право на существование.

как понимать натюрморты

как понимать натюрморты

назад к списку новостей »