Сосны на картинах
Одно из самых распространенных деревьев хвойных деревьев в России – это сосна. Все мы прекрасно знаем эти высокие стройные деревья, все мы хотя бы раз бродили в светлом сосновом бору, где дышали свежим хвойным воздухом. А еще это самое работящее дерево – по объемам заготовки древесины она занимает первое место, к тому же является прекрасным лекарственным растением.
Очень любил сосны прекрасный русский живописец Иван Шишкин. По свидетельствам современников художник очень трепетно относился к изображению деревьев вообще, и сосен в частности. Поэтому на его многочисленных картинах не найти двух одинаковых деревьев. Его кисти принадлежит и самая известная «сосновая картина» - «Утро в сосновом лесу» (1886). Широко известен тот факт, что бор нарисовал сам Шишкин, а вот забавляющихся медвежат дорисовал художник К. Савицкий.
Другая, не менее известная, «сосновая» картина И. Шишкина – это «Рожь» (1878). Деревья-исполины контрастируют с ржаным полем, придавая картине вертикальный объем. Согласно известной легенде, засохшая сосна на заднем плане, является результатом переживаний художником смерти отца, жены и двух сыновей.
Символом постоянной борьбы, любви к жизни является сосна на картине «На севере диком…» (1891). Выросшая вопреки всем законам ботаники и экологии, буквально на голых камнях она упрямо встречает рассвет за рассветом и ничто в этом мире не может сломить её. Чуть менее известны, но не менее прекрасны, и другие «сосновые» картины И. Шишкина: это и «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), и «Опушка леса», и «Сосна на песке» (1884), и «Вечер», и «На опушке соснового леса» (1882). Встречаются сосны и на картинах художника-пейзажиста Ф. Васильева, например «В Крымских горах» (1873), написанной незадолго до смерти живописца. Высокие деревья подчеркивают устремленность вверх и передают высоту гор, затянутых облаками. В творчестве Архипа Куинджи этим деревьям посвящено как минимум 3 картины: «Сосна», «На острове Валааме», «Севере». Упоминания заслуживают полотна «Лес» Ю. Клевера, «Летний пейзаж с соснами у реки» А. Саврасова.
Среди картин художников-импрессионистов и постимпрессионистов достаточно часто можно встретить хвойную красавицу на полотнах Поля Сезанна: «Большая сосна» (1896), «Большая сосна и красные поля» (1895). На обоих картинах сосны противопоставляются остальному пейзажу, а их перекрученные ветви напоминают длинные худые руки. «Сосна. Сен-Тропе» (1893) – одна из немногих картин основателя пуантилизма Поля Синьяка, выполненная в классической «мазковой» манере. Главным персонажем, неким «хранителем» лесной дороги представлена сосна на картине Камиля Коро «Лесная дорога к Виль д'Аврэ». Здесь могучее дерево дарит отдых уставшей спутнице.