При упоминании фамилии Левитан, многие вспоминают его картины на форзацах школьных учебников, но немногие знают, что именно он принес в отечественную живопись «пейзаж настроения». Это не просто пейзаж, увиденный и запечатленный на холсте, но прошедший через душу художника и понятый и принятый им. Даже при субъективном восприятии природного мира, пейзажи Левитана всегда конкретны и всегда содержат в себе ощущение полноты и красоты мира. Они способны затронуть в душе самые сокровенные струнки, заставляя их откликаться на то, что задело самого художника: первое пробуждение весны, осеннее увядание природы.
Художник обратил на себя внимание одной из своих первых картин, которая появилась на ученической выставке, — «Осенний день. Сокольники» (1879). Увядание природы и печаль осеннего дня естественно соединяются в картине с душевной грустью человека и чувством полного одиночества. Все на холсте подчинено общему мотиву. Он чувствуется в гулко раздающихся шагах женщины, идущей по пустынной аллее, в шуме ветра, который срывает листву с кленов, клонит вершины сосен, и подгоняет серые тучи. В мелодию картины вплетаются приглушенные краски осени и влажная дымка воздуха, которая окутывает все пространство.
В картинах середины 1880-х годов Левитан стремится соединить лирическое восприятие природы с реальностью пейзажа. В этих камерных работах он не дает широких картин, но наклоняется к самой земле, чтобы разглядеть, как тает весенний снег, как оседают его набухшие пласты, обнажая землю («Последний снег. Саввинская слобода» 1884) или приближает свой взгляд к мостику, который перекинут через ручей, и любуется игрой теней на досках («Мостик. Саввинская слобода» 1884). Все это предельно простые пейзажные мотивы, но они привлекают своим живописным разнообразием, богатством цветовых оттенков. В небольшой картине «Весной в лесу» (1882) в красочном звучании достаточно сдержанной живописи, которая построена на тончайших цветовых тонах серебристо-зеленого с аккуратным включением желто-золотистых точек ивовых сережек, Левитан прекрасно передает пробуждающиеся к жизни заросли, напитанные влагой лесного ручья.
Художника привлекает возможность с помощью кисти передать богатейшие краски молодой зелени в этюде «Первая зелень. Май» (1883). Снова к этой проблеме он обращается в уникальной картине «Березовая роща» (1885 — 1889), которой нет равной по своей лучезарности. Здесь все словно пронизано светом: сверкающие белизной березы, пробегающие по траве солнечные зайчики, зеленое кружево листвы. Здесь Левитан с упоением заигрывает с одним из самых опасных цветов для художника — зеленым.
Эта картина заканчивает первый этап творчества художника.
При упоминании фамилии Левитан, многие вспоминают его картины на форзацах школьных учебников, но немногие знают, что именно он принес в отечественную живопись «пейзаж настроения». Это не просто пейзаж, увиденный и запечатленный на холсте, но прошедший через душу художника и понятый и принятый им. Даже при субъективном восприятии природного мира, пейзажи Левитана всегда конкретны и всегда содержат в себе ощущение полноты и красоты мира. Они способны затронуть в душе самые сокровенные струнки, заставляя их откликаться на то, что задело самого художника: первое пробуждение весны, осеннее увядание природы. Художник обратил на себя внимание одной из своих первых картин, которая появилась на ученической выставке, — «Осенний день. Сокольники» (1879). Увядание природы и печаль осеннего дня естественно соединяются в картине с душевной грустью человека и чувством полного одиночества. Все на холсте подчинено общему мотиву. Он чувствуется в гулко раздающихся шагах женщины, идущей по пустынной аллее, в шуме ветра, который срывает листву с кленов, клонит вершины сосен, и подгоняет серые тучи. В мелодию картины вплетаются приглушенные краски осени и влажная дымка воздуха, которая окутывает все пространство.
В картинах середины 1880-х годов Левитан стремится соединить лирическое восприятие природы с реальностью пейзажа. В этих камерных работах он не дает широких картин, но наклоняется к самой земле, чтобы разглядеть, как тает весенний снег, как оседают его набухшие пласты, обнажая землю («Последний снег. Саввинская слобода» 1884) или приближает свой взгляд к мостику, который перекинут через ручей, и любуется игрой теней на досках («Мостик. Саввинская слобода» 1884). Все это предельно простые пейзажные мотивы, но они привлекают своим живописным разнообразием, богатством цветовых оттенков. В небольшой картине «Весной в лесу» (1882) в красочном звучании достаточно сдержанной живописи, которая построена на тончайших цветовых тонах серебристо-зеленого с аккуратным включением желто-золотистых точек ивовых сережек, Левитан прекрасно передает пробуждающиеся к жизни заросли, напитанные влагой лесного ручья.
Художника привлекает возможность с помощью кисти передать богатейшие краски молодой зелени в этюде «Первая зелень. Май» (1883). Снова к этой проблеме он обращается в уникальной картине «Березовая роща» (1885 — 1889), которой нет равной по своей лучезарности. Здесь все словно пронизано светом: сверкающие белизной березы, пробегающие по траве солнечные зайчики, зеленое кружево листвы. Здесь Левитан с упоением заигрывает с одним из самых опасных цветов для художника — зеленым.
Эта картина заканчивает первый этап творчества художника.