Тайна Яна Вермеера
Один из самых известных художников золотого века голландской живописи – Ян Вермеер Дельфтский (1632-1675) – для мирового изобразительного искусства остается такой же загадочной и непостижимой фигурой, как для литературы – Уильям Шекспир. В возрасте 21 год он был принят в местную гильдию Святого Луки, хотя до этого не числился в учениках ни у одного художника. Но самое странное, сразу после этого он начинает создавать шедевр за шедевром, не менее одного в год. И все его работы отличаются практически фотографической точностью.
Все эти факты наводят на мысль о том, что Вермеера использовал некий оптический прибор, который помогал ему создавать великолепные картины. Один из современных художников (Дэвид Хокни) предположил, что для работы над полотнами Вермеер использовал камеру-обскуру. Камера-обскура – это простейший оптический прибор, при помощи которого можно получать простейшее изображение предметов. Во времена голландского художника камера-обскура представляла собой большие ящики с одной линзой и системой зеркал, что позволяло проецировать изображения на бумагу.
Проверить данную теорию и то, может ли далекий от живописи человек при помощи простейших приборов создавать шедевры, решил один американский изобретатель. В течение пяти лет он тщательного готовился к эксперименту: изучал литературу по оптике тех времен, посетил Голландию, чтобы лично посмотреть полотна художника, собрал работающую камеру-обскуру, готовил краски из натуральных пигментов. В конечном итоге, американцу, не бравшему до этого кисти и краски в руки, удалось создать практически точную копию картины Яна Вермеера «Урок музыки». Изобретатель заявляет, что на 90% уверен в том, что голландский художник использовал для работы камеру-обскуру, однако остается открытым вопрос, как Вермееру удавалось сохранить все это в тайне – ведь не сохранилось ни одного свидетельства этого факта.
Противники этой теории указывают на то, что многие художники использовали различные технологии и приспособления, но это не отменяет необходимости наличия художественного таланта. На это указывает и сам американский экспериментатор, говоря, что на создание одной картины ему потребовалось пять лет. Большинство искусствоведов склоняется к мнению, что даже если камера-обскура или иной загадочный прибор и помогал Вермееру, однако именно гений художника, а не бездушный предмет, создали те великолепные шедевры, которые до сих пор радуют зрителей.