Кто изображен на Портрете неизвестной Крамского
Иван Крамской создал немало прекрасных картин – это и «Христос в пустыне», и «Созерцатель», и «Лунная ночь», и «Мина Моисеев», и «Портрет И. Шишкина» и многие другие. Однако самая известная работа художника – это «Портрет неизвестной», но ее популярность обусловлена, во многом, не высокими живописными достоинствами картины, а загадкой – кого же запечатлел художник.
Итак, в ноябре 1883 года на очередной выставке Товарищества передвижников появилась работа И. Крамского «Неизвестная» с изображением красивой темноглазой дамы. Однако открыть личность своей модели художник отказался – так и появилась эта загадка, которая будоражит воображение зрителей всех эпох.
Имя модели не знали даже близкие друзья Крамского. Кто-то видел сходство с некими петербургскими аристократками, иногда даже называли имена столичных княгинь и баронесс, а иногда и известных актрис. Ведь женщины этого круга могут так горделиво возвышаться над толпой в щегольском экипаже.
Одна из самых популярных версий – эта литературные корни портрета. Например, указывая на близкое знакомство художника с писателем Л.Толстым, в неизвестной видят Анну Каренину. В качестве альтернативного варианта упоминают об увлечении Крамским творчеством Ф. Достоевского. Поэтому в образе неизвестной видят Настасью Филипповну из романа «Идиот». Приверженцы этой версии даже приводят авторское описание героини романа, которое подходит под портрет: «Глаза темные, глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное». И хотя в третьем варианте нарушена временная связь, работу Крамского часто ассоциируют со стихотворением А. Блока «Незнакомка», которое и подарило картине второе название.
«Портрет неизвестной» выделяется из творчества художника не только благодаря своей загадочности. Крамской знаменит своими демократическими идеалами, всю сознательную жизнь он отстаивал принципы гражданственного искусства, которое должно было осуждать зло, насилие и ложь. Художник жил мыслью, что «без идеи нет искусства», и на этом принципе было основано Товарищество передвижных выставок. Поэтому появление «Портрета неизвестной» вызвало множество толков. Многие в картине искали обличительные черты, не обращая внимания на изобразительные достоинства полотна. Но в «Неизвестной» сложно найти глубокое психологическое содержание, но высокие живописные достоинства портрета бесспорны: ранее Крамской никогда прописывал столь виртуозно пейзаж и детали одежды. Но самое главное, художнику удалось создать образ, в котором нашло отражение его личное понимание красоты.
Несколько лет назад в одной из частных коллекций Чехии был найден один из этюдов художника, на котором изображена молодая натурщица, чертами лица и позой очень похожая на «Неизвестную». Но в этой натурщице нет загадочности и обаяния, которыми знаменит окончательный вариант. Модель менее красива, у нее достаточно грубое простое лицо, тяжелый и надменный взгляд. Возможно, в дальнейшем художник изменил облик героини, обогатив внутренний мир. Поэтому, вполне вероятно, что «Неизвестная» – это собирательный образ женской красоты, плод воображения Крамского. И эта неизвестная дама стала символом целой эпохи.