20.05.2016

Грозы на картинах художников


Сложно вспомнить более захватывающее и волнующее природное явление, чем летняя гроза. Еще десять минут назад ярко светило солнце, а сейчас все погрузилось в темноту, сильный ветер гнет к земле деревья, бросает пыль в лица прохожих, то тут, то там прорываются крупные редкие капли, где-то зло громыхает черная туча. И вдруг все замирает на мгновение, становится тихо, чтобы через секунду разразиться шокирующим раскатом грома, от которого сотрясается земля, и сплошной стеной начинает лить дождь. Каждая гроза похожа на другую, и отличается от всех.

Это опасное и впечатляющее природное явление неоднократно привлекало живописцев, которые стремились передать это уникальное буйство стихии. Одна из самых известных «грозовых» картин – это «Над вечным покоем» И. Левитана. И хотя самой грозы на полотне не видно, художнику прекрасно удалось передать ощущение надвигающейся бури, которое и завораживает зрителя. Не менее известна и работа К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Перед грозой» называется картина И. Шишкина, которая прекрасно характеризует древнюю легенду, что гроза – это свадебный обряд между землей и небом. Линия горизонта четко разделяет полотно на два мира: грозового неба, переполненного живительной влагой, и земли, страдающей от засухи и летнего зноя. Еще мгновение – и они встретятся и сольются в единое целое. Несколько раз изображал летние грозы на своих картинах прекрасный русский живописец Ф. Васильев. На его полотнах «Перед грозой», «Перед дождем» ощущается витающее в воздухе напряжение, а фигуры крестьян на обоих полотнах напоминают о единении человека и природы.

Огромное грозовое облако является главным героем картины А. Васнецова «Гроза идет». Основательность и мощь чувствуется в его неторопливом движении. Еще пара минут, и жаркий летний денек будет забыт, а аккуратно расставленные ржаные снопы раскидает по полю шквалистый ветер. Ощущение чистоты всего мира после летней бури постарался передать на своей картине «После грозы» А. Куинджи. Темное грозовое облако еще висит над одиноким домиком, но смелые солнечные лучи уже напоминают о себе.

Впечатляет своей реалистичностью полотно Ю.Клевера «Будет дождь». Не показав ничего экстраординарного, художнику удалось очень точно передать капризный характер северной природы.
Проблема передачи буйства стихии на полотно волновали и импрессионистов и постимпрессионистов. Например, известна меланхоличная работа В. Ван Гога «Дождь над полем». Несколько раз изображал грозу основатель пуантилизма П. Синьяк «Сен-Тропе. Гроза», «Антиб. Гроза».

Волнующие моменты бури на морском берегу запечатлел на своих полотнах английский художник-пейзажист Дж. Констебл: «Побережье с грозовыми тучами», «Морской пейзаж с дождевыми облаками».


За всю историю мировой живописи было создано несколько тысяч полотен, посвященных грозе. И каждая эпоха, каждый стиль, каждый художник стремился по-своему передать это необычайное природное явление.

назад к списку новостей »