04.09.2017

Том Весселман «Большая американская обнаженная № 98» (1967) 
Пять холстов, составленных в трех плоскостях. 250 х 380 х 130 см 
Музей Людвига, Кёльн 

Художник Том Весселман часто и явно отдавал дань уважения одержимому отношению американских мужчин к пышным грудям, в том числе и в этом составленном из пяти холстов изобразительном объекте. К изображению груди он добавил несколько соответствующих элементов: длинные светлые волосы модели, красный манящий, открытый для поцелуя рот, с ослепительно белыми зубами вверху и розовым языком внизу, светящийся оранжевый апельсин с ярким бликом на переднем плане и дымящуюся сигарету - на среднем плане. Синяя прямоугольная коробка с бумажными носовыми платками, черная пепельница и полукруглая подушка дополняют композицию. 

Благодаря емкому устройству созданной в трех плоскостях работы намеки на сексуальность сразу бросаются в глаза. Художник наглядно включил их в сцену Отсутствие всяких личностных характеристик в лице блондинки, которое внешне написано очень гладко, без всяких признаков ручной работы, сообщают об источнике вдохновения: это реклама. Хотя Весселман откровенно использует эффекты и формы, заимствованные из ее словаря, он решительно меняет ее стратегию. Вместо того чтобы при помощи секса обратить внимание зрителей на привычные предметы общества потребления, он восхваляет сам секс и превращает изображенные объекты в выразительные сексуальные символы. 

Чрезвычайно изысканные краски придают произведению соблазнительную силу и совершенствуют плакатные клише. В результате возникает возбуждающая напряженность, пропасть над самым порогом восприятия, которую художник создает осознанно. Пока Весселман искал подходящую для себя форму выражения, он экспериментировал с экспрессионистской живописью в стиле Виллема де Кунинга, создавал абстрактные и обращающиеся к средствам массовой информации коллажи, а также относительно традиционные изображения предметов и пейзажей. Его опыт работы с техникой коллажа - сначала он не копировал оригиналы при помощи живописной техники, как это делали большинство художников поп-арта, а использовал их в неизменном виде - непосредственно отразился в характерной структуре его поп-произведений.

назад к списку новостей »