01.09.2017

Роберт Индиана «Большая восьмерка» (1968) 
Холст, акриловые краски. 220 х 220 см 
Музей Людвига, Кёльн 

Абстрактное? Фигуративное? Реалистичное? Искусство ради искусства? В некотором смысле эти вопросы отскакивают от картины с большой светящейся красным восьмеркой на синем фоне. Конечно, число - это абстрактный знак определенного количества. Только в этой картине оно не обозначает никакого количества; разве что круг из восьми белых дугообразных сегментов, который охватывает его, как нимб. Заголовок, однако, не объясняет такую спекуляцию. Он не превышает того, что мы видим. («Вы видите то, что вы видите») - часто цитируемый девиз художника Франка Стеллы, современника Роберта Индианы.

Однако этот художник выступил с абстрактными структуралистскими объектами-образами, тогда как Индиана причисляется к поп-художникам. Указывает ли число на что-то вне живописного поля, о котором умалчивает заголовок? В других произведениях художника числа сообщают номера национальных автодорог. Именно они изначально вдохновили Индиану на обращение к числам. Ничто не указывает на то, что здесь художник поступил так же. Число, записанное как цифра, а не как последовательность букв, наоборот, кажется, только формой; аналогичным образом числа используются в ранних картинах с числами Джаспера Джонса. 

Оба художника возвысили стандартизированные цифры до мотива. В то время как Джонс выражал внутреннюю ценность числа живописными средствами. Индиана в своих картинах и скульптурах придавал числу плакатность и знаковость. Тем не менее речь не идет об абстрактной картине, число само по себе становится картиной, во всяком случае, в отношении восьмичастного круга, в центре которого оно находится, со стремлением к пластичности, которое Индиана также вложил в свой образ. Дело в том, что форма, цвета и решение картины основаны на популярной культуре. «8» - это трафарет, кажущиеся однотонными цветовые поля создают распространенный красно-синий контраст, а то. что число изображено в поставленном на острие квадрате, по меньшей мере, живо напоминает о дорожных знаках. Индиана, который сначала хотел стать поэтом, надежно соединяет поп-арт и «живопись четких контуров» Элсворта Келли. Одновременно он иронично нарушает сложившуюся в художественной критике систему классификации. В этом контексте нельзя не заметить, что синий фон картины состоит из тонких полос разной цветовой интенсивности. Числовые, а также Love-картины и скульптуры художника являются настоящими шедеврами поп-арта.

назад к списку новостей »