Биография: Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, но он не был его робкой тенью. Он обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. Больше всего его интересовал пейзаж.

В 1890-х начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников. На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.

Как и многие ведущие художники эпохи, А. Васнецов активно работал в театре. С театральным творчеством он соприкоснулся еще в 1880-е гг. в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для "живых картин" и домашних спектаклей.  В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции.

А. Васнецов был среди основателей СРХ, преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.

Элегия
Элегия

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Сумерки
Сумерки

Васнецов Аполлинарий Михайлович