Маркус Стоун
Marcus Stone
4 июля 1840 Лондон -24 марта 1921 Лондон
Английский живописец-академист и иллюстратор, в основном писал исторические и костюмно-романтические картины.
Отец Маркуса - Фрэнк Стоун (1800-1859), был известным художником, членом Королевской
Академии с 1851 г., другом писателя Чарльза Диккенса.
Френк писал портреты и исторические жанровые картины, а также был хорошим иллюстратором.
Родился Френк в Манчестере, в 1831 году переехал в Лондон.
В 1840 году в семье Стоунов родился второй сын Маркус. У Маркуса было две сестры – Эллен и Лиллиан Берта, а также брат Артур Поль. Став известным художником, Стоун выкупил родительский дом у Ричарда Нормана Шоу в районе Лондона - Melbury Road.
Обучение рисованию Маркуса отец, естественно, взял на себя. Нехватку формального обучения компенсировали наблюдения за работой отца в его студии.
Первую картину Стоуна-младшего показали на выставке в Королевской Академии , когда ему было всего 18 лет. Картина «На отдыхе» (1858) изображала рыцаря, который спал под деревом.
С этого же года выставлялся в Королевской Академии регулярно.
В 1859 г. умирает отец Стоуна.
Спустя десять дней после смерти Френка, 26 ноября 1859 Диккенс, который в письмах всегда нежно обращался к нему - "Старый Тон", рекомендовал его девятнадцатилетнего сына Маркуса своему издателю Эдварду Чепмену для выполнения фронтонов двух его книг и иллюстраций для четырех книг.
В тот же самый день Диккенс написал похвальную записку издателю Джону Марри, упоминая картину Маркуса "как работу многообещающего молодого человека". Вероятно, речь шла о картине "Silent Reading", на которой сквайр и деревенский констебль обнаруживают под навесом на собственности землевладельца бродягу и ребенка, спящих в обнимку.
Аналогично Диккенс рекомендовал младшего Стоуна, как иллюстратора, издателю Томасу Лонгмену. Но ни Лонгмен, ни Марри никогда не предлагали Маркусу заказы.
После смерти отца Маркус стал фактически приемным сыном Диккенса, посещая часто дом на Gad's Hill, купленный Диккенсом 14 марта 1856 года.
Хочется отметить, что обращение к творчеству Диккенса произошло у Маркуса еще в 1852 году,
когда двенадцатилетний мальчик прочел роман "Bleak House», иллюстрированный Физом, нарисовал свое видение сцены на кладбище к 11 главе. Исследователь Киттон рассказывает историю, о том, что когда молодой художник закончил свой эскиз карандашем, сам романист вошел в комнату, и заметил мальчику: "Хорошо, теперь, это очень хорошо. Вы должны будете дать это мне".
Рисунок отослали Диккенсу в Тэвисток-хаус, а год спустя, взамен, мальчик получил книгу «История Англии для детей» с автографом Диккенса, датированным 19 декабря 1853, в котором писатель признавал превосходство иллюстрации молодого художника фантастической сцены из «Холодного Дома».
У Маркуса была еще одна существенная связь с Диккенсом – он принимал участие в «Самом маленьком театре мира» ("The Smallest Theatre in the World"). Так Диккенс назвал переделанную классную комнату в своем доме Тэвисток-хаус и проводил там самодеятельные спектакли.
Маркус играл здесь Капитана охраны в спектакле - волшебной феерии «Fortunio» и британского военно-морского чиновника в пьесе, написанной совместно Диккенсом и Коллинзом «The Frozen Deep».
Итак, когда роман Диккенса «Our Mutual Friend» (1864–5) вышел отдельной книгой, все были поражены, увидев, что ее иллюстрировал Маркус Стоун, а не Хэблот Браун (которого все называли Физ), иллюстратор, имя которого, начиная с «Пиквика», было неразрывно связано с именем Диккенса.
Физ был нелюдимый человек, который чуждался общества, и если силою обстоятельств был все-таки вынужден появляться в свете, то старался забиться куда-нибудь в угол или спрятаться за портьерой. Характер у него был покладистый, и он всегда в точности исполнял все, о чем бы его ни просил Диккенс.
Но Физ был слишком тесно связан с тем самым прошлым, от которого Диккенс так страстно хотел отречься. В смутные дни семейных разногласий в Тэвисток-хаусе он ни одним словом не дал понять, на чьей стороне его симпатии, чем, вероятно, внушил Диккенсу самые мрачные подозрения.
Судьба Брауна была окончательно решена, когда он согласился стать штатным сотрудником журнала «Раз в неделю», основанного Бредбери и Эвансом «в пику» организатору «Круглого года». В глазах Диккенса такой поступок был свидетельством вопиющего вероломства. Даже если бы Физ был Рафаэлем, Тицианом и Микеланджело в одном лице, Диккенс не подпустил бы его к своей новой работе на пушечный выстрел.
Изучая переписку писателя, можно встретить письмо Диккенса Стоуну, в котором писатель хвалит художника за работу и творчески подходит к работе, советуя Маркусу свое видение обложки.
В интервью, изданному в лондонской «Утренней почте» (Morning Post) Маркус Стоун говорил:
«Я отсылал Диккенсу рисунки для утверждения, и я не могу вспомнить, чтобы он когда-либо отклонил мою работу».
Хотя есть и другое мнение, Пол Шлик в книге "Книжные иллюстрации" для Оксфорда описывает работы Стоуна к произведениям Диккенса как "совершенно непримечательные".
«Молодой художник часто выбирает сцены, в которых недостаточно драматизма, а также предлагает мало выразительных деталей фона»
Есть у Стоуна и свои «адвокаты». Критик искусства Николас Бентли в книге "Диккенс и его иллюстраторы" пишет:
Не надо забывать, что художнику было всего двадцать четыре года, когда он иллюстрировал «Нашего общего друга». Конечно, это не Миллес, Хант или Ричард Дойл, развившие свои таланты в более раннем возрасте. Но это факт, что он развил свой талант позже, достиг некоторой степени известности, пусть даже как живописец сентиментальных сцен эпохи Регентства».
За несколько лет Стоун проиллюстрировал с большим успехом последние романы Чарльза Дикенса, а также произведения Энтони Троллоупа и других авторов, бывших друзьями его отца.
Хотя нужно отметить, что, разочарованный прохладным ответом Троллоупа по поводу иллюстраций его романа "He Knew He Was Right» (1868–9), Стоун постепенно оставил иллюстрации, чтобы заняться карьерой живописца, которая вскоре стала успешной и доходной.
Его ранние картины написаны на военно-исторические темы, связанные с эпохой Наполеона и ирландской гражданской войной. Например, картины The Fainting of Hero (1861) и «Возвращение из Ватерлоо в Париж» (Return from Waterloo to Paris, 1863) очень хвалил Лейтон.
Но его самыми популярными работами стал ряд картин, посвященный влюбленным романтическим барышням. Названия картин точно объясняют изображенные сюжеты. Стоун в основном рисовал жанровые костюмированные сцены 18 века. Темы, как правило, драматические или сентиментальные, а порой выраженные и с чувством юмора
Как указывал «Художественный журнал» (Art Journal), Стоун был «всегда очаровательным живописцем, его усовершенствованное чувство цвета, гладкость текстуры и законченностьтем принесли ему широкую и устойчивую популярность».
Его работы пользовались спросом, и поэтому художник назначал за них высокие цены.
У него даже появились последователи - двумя из лучших были Уолтер Денди Седлер и Г. Килберн.
В 1876 году Стоун стал преподавателем Королевской Академии, а в 1886 году – полноправным членом Академии. Отметим, что Стоун-старший так и не стал академиком в отличие от сына.
Иллюстрировал Стоун и Шекспира.
Наиболее известны его картины – "Клаудио, обманутый сэром Джоном, обвиняет его" из «Много шума из ничего» (1861), "Лир и Корделия" (1874) и "Офелия" (1888).
Работы Стоуна находятся во многих музеях и галереях.
текст из интернета
Возвращение солдата
Стоун Маркус