Фелисьен Ропс (фр. Félicien Rops; 7 июля 1833, Намюр — 23 августа 1898, Корбей-Эсон) — бельгийский художник-символист.
Родился в Намюре, в семье фабриканта. Еще учась в брюссельском университете, он начал публиковать в сатирических журналах политические карикатуры и скетчи на жанровые темы в духе Домье и Гаварни, также посещал «Мастерскую Святого Луки» в Брюсселе. С 1865 года Ропс переезжает в Париж и целиком отдается художественному творчеству. В это время — и в дальнейшем — он пишет картины маслом, но основная его сфера — графика (рисунок и гравюра). Ропс в совершенстве осваивает технику литографии, офорта и резцовой гравюры, создает эстампы и оформляет книги — делает изящные виньетки, заставки и сюжетные иллюстрации к таким изданиям, как «История кафе и кабаре Парижа», «Парижские гетеры», а также к книгам Мюссе, Беранже и Бодлера. При этом он без устали рисует — на улицах, в кафе, на публичных балах и за кулисами цирка (литография «Женщина у трапеции»).
«У меня упорное желание изобразить как сцены, так и типы этого XIX столетия. Стремление к грубым наслаждениям, материальные заботы, мелочные интересы — все это наложило на большинство лиц современников зловещую маску… Мне это представляется забавным».
Однако «типы этого столетия» у Ропса почти исключительно сводятся к типу современной парижской женщины. Художник порой рисовал крестьянок в поле или даже молодую работницу на фоне фабрики и столба, оклеенного призывами к стачке, но эти мотивы в духе Милле или Менье— эпизод в творчестве Ропса. Главная тема его совсем иная, его героини не трудятся, а демонстрируют свое чувственное очарование. Свои модели Ропс брал из окружающей жизни, жизни бульваров, кабаре, цирка, иногда светских гостиных. Изображенные им женщины полны жизненной энергии, победной уверенности в себе и соединяют непосредственность и природную грацию с откровенной вульгарностью. При этом художник не просто запечатлевает характерные современные типы, но стремится создать символические образы — олицетворение внемо- рального, чисто телесного бытия, бездуховной чувственной красоты, соблазна и зла. Очерченные упругой, точной линией или вылепленные градациями света и тени, персонажи Ропса соединяют в себе ощущение живой плоти с инфернальностью и демонизмом, в их трактовке авторское любование неотделимо от иронии и сарказма.
И. Э. Грабарь писал в 1899 году: «Фелисьен Ропс — приятель Бодлера и современник своей эпохи, в течение всей своей жизни был певцом сатанизма женщины, сатанизма ее чар и тела».
Однако изначально Ропс был известен как карикатурист, работавший в области политической и бытовой карикатуры, гравер и иллюстратор, создав ряд иллюстраций к произведениям Шарля де Костера, Шарля Бодлера, Андре-Робер Нерсья и других литераторов. Бодлер, с которым живописец познакомился в 1864 году, произвел на Ропса огромное впечатление.
Пейзажи, написанные Ропсом, отличались широтой, обобщенностью изображения природы, свежестью насыщенного колорита. Художник был тесно связан с модернистским и символистским движениями. В его картинах ярко отражается философия символизма конца XIX века.
Фелисьен Ропс был масоном, состоял в Великом востоке Бельгии.
К 1892 году зрение художника сильно ухудшилось. Он умер в возрасте 65 лет.
Изображён на бельгийской почтовой марке 1973 года.