Биография: Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. Будучи прекрасным художником, Саврасов обладал и замечательными качествами педагога. Не случайно, наряду с Левитаном, именно в его мастерской и под его влиянием сформировалась целая плеяда замечательных художников-пейзажистов: К. А. Коровины, М. В. Нестеров, и другие замечательные художники. “Левитану давалось все легко, — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, — тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой”. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

Уже в те годы солнечные полотна иногда уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют Левитана в Италию. “Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, — пишет он художнику А. М. Васнецову, — воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, — реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”.

Поэтикой тонкого образного обобщения одухотворены произведения “волжского периода”, когда художник вместе с товарищами путешествует по Волге, (“Вечер на Волге”, 1888; “Вечер. Золотой Плес”, 1889; “После дождя. Плес”, 1889; а также тематически примыкающая к ним картина “Свежий ветер. Волга”, 1891 — 1895). Особенно сильное впечатление произвели на него староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск. Далекий уголок русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”. Начиная работу над ее композицией, Левитан обращается к этюдам заброшенного погоста. Ему удалось сохранить реальный ландшафт и придать ему величественность и глубину, постигаемые как откровение. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба.

Стальная поверхность реки просматривается с высоты птичьего полета. Как крыло, над водой распластался узкий мыс, на нем старый сельский храм и погост, ветер треплет вершины осин и кажется его порывы накренили крышки покосившихся крестов, какие ставили староверы. Левитан изобразил в пейзаже движение и покой, гул и тишину — накренившиеся вершины деревьев и маленькое яркое окошко церкви, лиловый горизонт и серую воду. И над вечно существующим покоем мира, созданного Творцом, под ветром времени исчезают самые знаки человеческого присутствия. Действительно, не только стихия ветра проходят над Вечным покоем, но и жизнь человека проходит над покоем уже созданного бытия. Художнику удается передать ощущение простора, воздушной легкости, радости созерцания природы одними красками пейзажа. “Я весь в этой картине”, — эти слова Левитана о последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам. Этот “психоанализ” обычно печален, как в полотне “У омута” (1892) либо в знаменитой “Владимирке” (1892), где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.