Констебль (Constable) (1776-1837), английский живописец. Крупнейший представитель английского реалистического пейзажа. В 1800-05 посещал АХ в Лондоне. Как художник сложился самостоятельно, изучая произведения Я. Рёйсдала, Н. Пуссена, Т. Гейнсборо. Отказавшись от условностей, свойственных пейзажной живописи XVIII в., Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы и первым в истории европейского пейзажа стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, естественные и величественные по композиции, полные ощущения гармоничного единства и материальности природы, он создавал на основе исполненных на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, состояние световоздушной среды ("Мельница в Флэтфорде", 1817, Галерея Тейт, Лондон; "Телега для сена", 1821, Национальная галерея, Лондон; "Детхемская долина", 1828, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов", около 1834, ГМИИ). Демократическое по направленности, новаторское искусство Констебля, предвосхитившее пленэрные искания европейской живописи второй половины XIX в., не получило признания в Великобритании. Его работы были впервые оценены во Франции (где были выставлены во Французском салоне 1824) и оказали влияние на сложение французского реалистического пейзажа 1830-40-х гг.

В своих картинах Констебл был противником академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Он постигал световые и цветовые законы изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. 

Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них. 

Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали. 
Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.