Халс, Франс

Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — портретист так называемого золотого века голландского искусства.

Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».[1]

В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).»[1] Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты гос