Брукс, Ромейн
Ромейн Брукс (англ. Romaine Brooks, урождённая англ. Beatrice Romaine Goddard, 1 мая 1874, Рим — 7 декабря 1970, Ницца) — французская художница американского происхождения.
Её родители рано разошлись, она провела несчастливое детство, страдая от неуравновешенной матери, к тому же больной тяжелым диабетом. Её брат, к которому девочка была чрезвычайно привязана, которого оберегала от него самого и с которым себя как бы отождествляла, был психически неполноценным (в 1901 он умер). В 1893 оставила семью, жила во Франции, где брала уроки пения, затем в Италии, изучая искусство. Вела самый бедный образ жизни. После смерти матери, дед которой был мультимиллионером, в 1902 получила наследство, позволившее ей жить по собственному желанию. Вышла замуж за неудачливого пианиста и переводчика Джона Брукса. Он был гомосексуалистом, Ромейн — бисексуальной. Это был брак без взаимных претензий, после трех лет совместной жизни супруги расстались.
В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных художников Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном шестнадцатом округе. В 1909 познакомилась с Д’Аннунцио, они год прожили вместе, он писал стихи, вдохновляясь её картинами. В 1911 у Брукс начался роман с Идой Рубинштейн. Брукс написала несколько портретов балерины (в том числе — в образе Святого Себастьяна из музыкальной драмы Д’Аннунцио, а также в облике Печальной Венеры), в 1914 их отношения закончились. Подругами Брукс были также Виннаретта Зингер, княгиня де Полиньяк, племянница Оскара Уайльда Долли Уайльд (Брукс была в связи и с бывшим любовником О.Уайльда лордом Альфредом Дугласом), Брайхер, Натали Барни (их соединяла наиболее долгая связь), Ольга де Мейер, пианистка Рената Боргатти и др.
Начиная с 1950-х годов Брукс не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, практически не виделась с людьми, страдала от паранойи.
Похоронена на кладбище Пасси.
Не приняла новейшие художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эпохе символизма, по манере была близка в своей портретной живописи к Эдуару Мане, к Уистлеру. Оставила портреты дам прекрасной эпохи, своих возлюбленных, часто в мужской одежде (так одета и она сама на автопортрете 1923 г., вероятно, самой известной своей картине). Тем не менее в рисунках 1930-х заметно сблизилась с сюрреализмом (А.Массон). После 1925 почти не занималась живописью, после 1935 прекратила заниматься и графикой.
Интерес критики к творчеству Ромейн Брукс возродился в 1980-х годах, а затем усилился воздействием феминизма.
Новый ученик
Брукс Ромейн
Портрет Жана Кокто
Брукс Ромейн