Биография: Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова, а также в студии Ф. Кормона в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе.
Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905).
Одиночество
Борисов-Мусатов Виктор
Водоем
Борисов-Мусатов Виктор
Небольшое дерево
Борисов-Мусатов Виктор
Весна
Борисов-Мусатов Виктор
Леди вышивает
Борисов-Мусатов Виктор
Окно
Борисов-Мусатов Виктор
Осенний мотив
Борисов-Мусатов Виктор