Стили

Минимализм

Минимал арт или минимализм – это течение живописи, в котором художник отдает предпочтение лаконичности и простоте выражения, а раньше допустимое искажение материалов теперь не используется. Минимализм стал популярным в 60-х годах прошлого века, когда художники пытались заставить зрителя прочувствовать конкретику каждого из произведений, а не отвлекать его внимание на композицию, фон или чрезмерное обилие деталей. Минимализм является гибридом многих направлений: конструктивизма, дадаизма, поп-арта и конструктивизма. Первооткрывателем его стал Стелл – художник из США, первые произведения которого состояли из ровных черных полос. Сам же термин «минимализм» был создан Уойлхеймом в его анализе работ Дюшана. Многие живописцы, приняв минимализм за основу, начали создавать новые образы, углубляться в трехмерность и расширять угол восприятия произведения. Минимализм стал основой для идеальной модели мира: на первый взгляд, он может оказаться скучным, однако он никого не оставляет равнодушным. Символом минимализма считается произведение Казимира Малевича «Черный квадрат».

Минимализм

Художественное течение, возникшее в Нью-Йорке. Термин заимствован от названия одноименной выставки Э.Девелинга и Л.Липпард 1968 года. Минимализм вместе с концептуализмом обозначают водораздел между искусством первой и второй половины ХХ века. Из названия ясно, что движение связано с тенденцией к упрощению и элементарности. Произведения минималистов развивались по направлению к трехмерности и назывались "структурами": стремясь превзойти живопись, а не приблизиться к скульптуре, они сводили на нет различия между двумя видами искусства. В происхождении минимализма важен еще один источник источник - конструктивизм, знакомство с которым стало возможным благодаря вышедшей в 1962 году книге Камиллы Грей о советском авангарде.

Выработанные минимализмом формы были сами по себе просты: пространственные геометрические фигуры, по виду монолитные, с монохромной поверхностью преимущественно нейтрального цвета. Одни делались из промышленных материалов - многослойной фанеры, плексигласа и металла, другие из наборных элементов: кирпича, неоновых трубок и т.д. Джадд в 1965 году назвал эти предметы "специфическими объектами". Им было свойственно абсолютное единство формы и содержания, отсутствие намека на какое-то иное значение и антикомпозиционность. Они существовали в одном пространстве со зрителем, стоя без пьедестала. Именно в этой ситуации впечатление от работы менялось в зависимости от освещения и положения зрителя. Как писал Джадд: "Специфический объект становился функцией пространства, света и зоны видимости зрителя". Процесс восприятия приобретал решающую роль. Взаимодействие структуры и пространства, которое ее окружает и создает смысл всей инсталляции, становится одной из отличительных черт минимализма.

Люсси Липпард в 1968 году сделала классификацию, выделив несколько типов:

- структуры, занимающие пространство (Джадд, Моррис)

- структуры, игнорирующие или уничтожающие пространство (Андре, Флэвин)

- структуры, поглощающие пространство (Ле Витт)

Каждому типу соответствовала точно найденная стратегия. Джадд занимал пространство, располагая в нем одну вещь за другой, Моррис делал реплики одной формы, но устанавливал их по-разному, Андре распластывал свои объекты по полу, добиваясь полного слияния со средой, Флавен с помощью света скрывал архитектурные параметры зала, Ле Витт связывал воедино пространство вертикальными модульными структурами. К концу 60-х годов произведения принципиально стали изготавливаться промышленным способом. Этот выбор недвусмысленно упразднял идею оригинала и "руки мастера" и в то же время утверждал превосходство проекта над его реализацией. Эта тема впоследствии станет центральной в концептуальном искусстве.

Художники: Карл Андре (Carl Andre), Дэн Флавин (Dan Flavin), Сол Ле Витт (Sol LeWitt), Дональд Джадд (Donald Judd), Роберт Моррис (Robert Morris), Уолтер де Мариа (Walter De Maria), Джон Мак Кракен (John Harvey McCracken), Тони Смит (Tony Smith), Роберт Смитсон (Robert Smithson).