МЕЙЛЕН Адам Франс ван дер Meulen, Adam Frans van der (1632, Брюссель - 1690, Париж) французский художник, фламандского происхождения

Ученик П. Снейерса, в 1648 Адам Франс ван дер Мейлен был принят в гильдию живописцев Брюсселя. В 1664 художник приезжает в Париж, где женится на родственнице Лебрена, который нанимает его в качестве пейзажиста на Кор. мануфактуре Гобеленов, а затем как «художника побед короля». В этом качестве Мейлен сопровождал Людовика XIV во многих военных кампаниях, в частности в Голландии. Более 200 очень точных рисунков (некоторые из них подкрашены акварелью) хранятся на мануфактуре Гобеленов.

В 1673 Адам Франс ван дер Мейлен становится членом Кор. Академии. Он продолжает работать для мануфактуры Гобеленов, делая рисунки, образцы, картоны (серия «Месяцы», «Королевские дома» - Париж, Музей декоративного искусства). Среди больших композиций самым известным является цикл «Победы короля» (1683-1688), который был помещен в Марли (ныне - Версаль, музей дворца). Многие из его композиций воспроизведены в гобеленах или картинах, создаваемых его мастерской, в частности Мартеном, а также в гравюрах, изданных на средства королях. Как правило, эти сцены битв изображали группу офицеров или стычки кавалерии на первом, слегка приподнятом плане, а на фоне помещались тщательно выписанные панорамные виды с пятнами мундиров и пороховых дымов, которые почти сливаются с пейзажем.

Художник прекрасно рисовал лошадей (этюды Руан, Музей изящных искусств), неоднократно изображал королевский кортеж на картинах со сценами охоты или церемониями («Людовик XIV, переходящий Новый мост и направляющийся в собор Нотр-Дам 27 августа 1660», Гренобль, Музей изящных искусств), которые часто построены по тем же принципам, что и батальные картины, а точность деталей в них не нарушает колористического единства целого. Как пейзажист, Мейлен сыграл огромную роль в развитии французской живописи, обновив старую фламандскую традицию, обогащенную влиянием классического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена.