Гверчино (Гуэрчино, итал. Guercino — косоглазый) (наст. имя Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) (крещён 8 февраля 1591, Ченто, Феррара — 22 декабря 1666, Болонья) — итальянский живописец болонской школы.

Уроженец феррарской провинции, он был воспитан в традиции болонской школы. Как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, но непосредственно не обучался в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи. Ранние произведения — «Мученичество Св. Петра» (1618—1619, Модена, Галерея Эстенсе), «Танкред и Эрминия» (1618—1619, Рим, Галерея Дориа-Памфили) исполнены с повышенной драматизацией света и тени. Этот приём лишь внешне напоминает манеру Караваджо, но заимствован от живописи Северной Италии — Феррары и Венеции.

В картинах проявилась фантазия художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси. Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре — кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений. Считается в кругу специалистов, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период получили название «il vero Guercino» (ит. — «подлинный Гверчино»). Примером подобной ранней манеры болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Это большой алтарный образ. В нём сказалось влияния венецианской живописи XVI в., представленной широко в собраниях герцогов д’Эсте, изучение алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей. Самобытная композиция лишь отчасти напоминает приёмы Караваджо, так как Гверчино пытается трактовать её в народном духе, использует народный типаж, подчёркивает грубоватую силу образов. Лица изъясняющихся многозначительными жестами персонажей выражают переживания, но без повышенной драматизации. Композиция чётко продумана и герои расположены в виде ромбовидной фигуры вокруг центрального незаполненного пространства. Воспоминание о великих рыцарских поэмах Тассо и Ариосто звучит в полотне «Танкред и Эрминия», написанном для феррарских кругов д’Эсте. Среди ранних произведений, строящихся на резких цветовых контрастах эта картина выделяется красотой палитры. Мягкие тона одежды волшебницы Эрминии контрастируют с холодным блеском брони доспехов рыцаря Танкреда.