Стили

Прерафаэлиты

Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Россетти Данте, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость». Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику.

В начале девятнадцатого века академизм в живописи подвергается жесткой критике и насмешкам, и тенденции эти были замечены во всей Европе. Академическая традиция считалась чем-то застывшим, слишком самоцентрализованным и замкнутым. Живописцы всех стран начинают массово отказываться от традиций, возвращаясь к той наивности и чистоте, которая была характерна раннему итальянскому Ренессансу. Именно на них и ориентировались художники из Братства прерафаэлитов. Раскин, искусствовед, на идеях которого основывалась деятельность братства, считал, что Бога нужно искать в природе и опасался, что из-за индустриализации природа скоро умрет, поэтому ее нужно успеть запомнить и написать такой, какой она была создана Богом. Раскин не был известным художником, однако он стал идеологом прерафаэлитов. Главной целью искусства братство считало красоту, а яркий и необычный стиль их произведений дал им возможность попасть в авангард западноевропейского искусства конца 19-го века. Новаторское мировоззрение прерафаэлитов и их отношение к роли искусства стало импульсом и для зарождения нового течения в искусстве, которое стало одним из самых важных для 19-го века – арт нуво.