Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Возврат к результатам поиска
Автор: Караваджо
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Культуры мира
Тэги: Юдифь и Олоферн
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Юдифь, обезглавливающая Олоферна - картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи».

Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Иеговы. Он был язычником, и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Это делало её поступок очень актуальным на фоне контрреформации, восстановления инквизиции и подавления ереси католической церковью. В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах, призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели.

Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией.

Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Есть версия, что лицо Олоферна — это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.

При просмотре картины «Юдифь и Олоферн» итальянского художника Микеланджело да Караваджо испытываешь особое трагическое ощущение жизни. Согласно библейской легенде, Олоферн выдающийся полководец армии ассирийского царя Навуходоносора, вторгся в Иудею. Победа была близка, в осаждённом городе Ветилуя у жителей не осталось ни воды, ни хлеба, царила паника.

Красивая, целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь решила сама спасти свой город и осажденных в нём людей. Одевшись в богатые одежды, вместе со служанкой прекрасная дева пустилась в стан врага. Улыбаясь и очаровывая воинов, она говорила, что идёт к великому полководцу Олоферну, чтобы поприветствовать его и вручить дары. Олоферн, при виде Юдифь, воспылал к ней любовью. Отпустив всех слуг, проведя вечер в беседе и пиршестве увлечённый полководец быстро уснул. Помолившись Юдифь схватила опьяненного Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом в шею. Брызнула кровь, и решительная Юдифь обезглавила Олоферна без сожаления. Вернувшись в родной город, она достала из свёртка голову грозного полководца и показала её всем. Обрадованные горожане восславляли Юдифь за мужественный подвиг, а вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

Интересно, что большинство художников изображали Юдифь, уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Художник был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Предположительно моделью для Юдифь послужила любовница Караваджо - Маддалена Антоньетти.

“Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову”. Эрих Мари Ремарк

Другие работы автора: