Царство Флоры

Автор: Пуссен Никола
Арт-стиль Барокко
Тематика: Древний Рим
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Никола Пуссен -  Царство Флоры

Год создания - 1631 год

Оригинальный размер - 131 х 181

Дрезденская галерея

Царство Флоры Пуссен


Картина французского художника Никола Пуссена «Царство Флоры» (1631) одно из главных произведений в творчестве живописца. Полотно относится ко второму римскому периоду (1630-1640) в творчестве художника, который подарил свету наиболее поэтические и лирические картины. Пуссен создал «Царство Флоры» по заказу сицилийца Фабрицио Вальгуарнеры как пару для картины «Чума в Азоте» (1631).

Флора – это древнеримская богиня весны и цветов. В эпоху классицизма она почиталась как покровительница художников. Никола Пуссен посвятил богине две картины: «Триумф Флоры» и «Царство Флоры». Обе были созданы по мотивам произведения Овидия «Метаморфозы», которое рассказывает и мифы о возникновении некоторых цветов. «Царство Флоры» считается одной из самых загадочных картин в творчестве французского художника. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену.

Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине.
Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. После того, как доспехи Ахилла достались Одиссею, Аякс потерял рассудок и изрубил стадо овец. Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч. А из его крови появились белые гвоздики. На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа. Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. Но вероятнее всего это просто нимфа водного источника, которая дает всем цветам на картине.

Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона. Согласно Овидию, Клития влюбилась в Аполлона, но не добилась взаимности от божества и впала в безумие, не в силах оторвать взгляда от бога солнца и приросла к земле. Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану. На охоте его растерзал кабан, и из капель его крови выросли анемоны. Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Из его крови появились гиацинты.

В небесах изображен сам Аполлон, который правит четверкой лошадей, несущихся через зодиакальное кольцо, что символизирует непрерывное течение времени. В зодиакальном кольце сильнее всего горит знак Тельца, тем самым обозначая время года – весну, объясняя одно из названий картины. Флора преподносится художником как богиня весеннего цветения, а ее танец служит символ вечного обновления природы. Хотя Пуссен на картине изобразил трагические моменты из жизни древнегреческих героев, но полотно наполнено радостью жизни и поэзией. Картина освещена улыбкой Флоры и светом, исходящим от Аполлона. Технически праздничное настроение создается при помощи светлой гаммы, построенной на сочетании зеленых, голубых, жемчужно-палевых и охристых тонов. Пуссен полностью отказался от темных фонов. Оригинальное цветовое решение и расположение фигур в картине создает ощущение гармонии, спокойствия и красоты. Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия. Эта яркая и легкая картина рассказывает о глобальных вопросах мироздания: о рождении и смерти, о перевоплощении и воскрешении.


Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»

Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». Несмотря на то, что с годами картина несколько поблекла в красках, она все также излучает на смотрящего яркий свет надежды. Достаточно одного взгляда на нежнейшее небо, облака которого величественно рассекает Апполон на своей колеснице, чтобы прочувствовать этот свет. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана. Все это полнится жизнью и беззаботностью.

Продолжая тему всеобщего цветения, в центре картины изображена Богиня весеннего цветения Флора. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами. Перед ней мы видим и других мифических героев. Здесь и Смилака, протягивающая руки к возлюбленному Крокусу, и раненный Адонис, который, несмотря на это, остается предельно спокойным. Как известно, когда герой умер, благодаря воле его возлюбленной Афродиты из капель его крови проросли прекрасные цветы.

Рядом с ним изображен Геоцинт. Его судьба после смерти так же связана с цветами: Апполон, находясь в глубокой печали, обратил капли крови своего друга в одноименный цветок, который с тоской разглядывает герой.

Также мы видим самовлюбленного Нарцисса, который не в состоянии отвести глаз от собственного отражения, и влюбленную в него нимфу Эхо. За ними сидит Клития, наказанная, по легендам, за прелюбодейство.

Последним, самым крайним слева персонажем, является Аякс. Он известен тем, что в порыве безумия уничтожил стадо быков, после чего покончил жизнь самоубийством.

Другие работы автора: