Портрет Лопухиной

Автор: Боровиковский Владимир Лукич
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Портрет
Тэги: Портрет Марии Лопухиной
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Лопухиной»

Автором картины является великий художник Владимир Лукич Боровиковский. Если судить по его работам, то можно с уверенностью сказать, что он был очень талантлив и трудолюбив. Абсолютно все линии, штрихи и объемы выглядят законченными и абсолютно натуральными. Создается такое впечатление, что картина совершенна, ведь в ней нет ни капли чего-то такого, о чем можно было бы сказать, что эта деталь недоделана.

Многие историки и люди, которые посвятили свою жизнь изучению искусства, считают, что именно с этой картины в России стало популярно написание портретов. Ведь ранее девяносто процентов художников являлись пейзажистами, и только пять процентов художников занималось написанием портретов. Ведь, по мнению знатоков, портреты являются самыми сложными и затратными картинами.

К примеру, если нарисовать березу, то никто не будет сравнивать ее с оригиналом, а задача портрета состоит в том, чтобы максимально точно передать черты лица своего заказчика. Иначе работа может не удовлетворить желаний человека, и он просто ее не купит.

Итак, что же мы можем сказать, глядя на эту картину? Первое что бросается в глаза, это таинственный взгляд главной героини. Не зря портрет княгини Лопухиной сравнивают и Джакондой. Что-то есть у них общее во взгляде и позе. Красивые глаза, смотрящие в бездну, томный взгляд и непринужденная поза. А если вдуматься, то можно подсчитать, что портрету княгини Лопухиной уже больше ста лет! Время жизни этой девушки уже давно истекло, ее уже нет, а она все так же, как и прежде смотрит на нас своими лучезарными глазами, заглядывая прямо в душу.

Портрет сыскал грандиозную славу, и теперь его знают во всем мире. До сих пор, зайдя в магазин, под новый год или восьмое марта, мы можем увидеть этот замечательный портрет, который напечатан на различной сувенирной продукции. 


В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. - об этом портрете ходили нехорошие слухи. 
Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи.
Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки: 
«
Она давно прошла, и нет уже тех глаз 
И той улыбки нет, что молча выражали 
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, 
Но красоту её Боровиковский спас. 
Так часть души её от нас не улетела, 
И будет этот взгляд и эта прелесть тела 
К ней равнодушное потомство привлекать, 
Уча его любить, страдать, прощать, молчать. 
»

Другие работы автора: