Железная дорога в дожде

Автор: Тёрнер, Уильям
Арт-стиль Романтизм
Тематика: Пейзаж
Тэги: Дождь, Паровоз, Локомотив, Пар и скорость, Дождь пар и скорость
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Rain Steam and Speed the Great Western Railway


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 23 апреля 1775, Лондон — 19 декабря 1851, Лондон) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер. Предтеча французских импрессионистов.


«Дождь, пар и скорость» или «Железная дорога в дожде» (Great Western Railway) картина английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851), законченная в 1844 году. В настоящий момент находится в Национальной галерее в Лондоне.

На картине изображен локомотив, проходящий по железнодорожному мосту над Темзой в Мейденхеде, построенный в 1839 году. Изображенный поезд – один из самых современных для своего времени, именно он в 1843 году побил рекорд скорости в 150 км/ч.

Две главные диагональные линии привлекают внимание непосредственно к локомотиву. Тернер специально использовал только синие, желтые и коричневые тона, что подчеркнуть единство между природой и технологией. Картина излучает сильную атмосферу, она интригует и пугает одновременно. Единственной чётко распознаваемой деталью на полотне является труба локомотива. Всё остальное растворяется и тонет в золотистой дымке. Поезд представляется какой-то демонической повозкой, которую тянут огненные кони. На картине также заметны опоры другого моста и лодка с двумя пассажирами.

Тернер на картине пытался соединить природу и технологию. Он не ограничивается классической интерпретацией «возвышенного» как чего-то природного, а распространяет его на антропогенные объекты. Художник поднимает вопрос, что должно пугать нас больше всего: разрушительная сила природы или ее отрицание современной технологией.

В отличие от многих своих современников: Джона Мартина, Джона Раскина, Эжена Делакруа, которые воспринимали железную дорогу как что-то неромантичное, Тернер восхищался поездами.

В 1844 году картина была выставлена в Королевской Академии в Лондоне и получила положительные отзывы критиков, которые оценили эффект дождя и оригинальную перспективу работы.

Исследователи творчества Уильма Тернера описывают, что для создания картины художник во время поездки на поезде на полном ходу высунул голову из окна, чтобы лучше наблюдать симбиоз между дождем и скорости.


Уильям Тёрнер «Дождь, пар и скорость» (1844) 
Холст, масло. 91 х 121,8 см 
Национальная галерея, Лондон, Великобритания 

Конец 1830-х был временем всеобщего увлечения и восхищения железными дорогами. Вспоминается знаменитый романс Глинки на стихи Н. Кукольника «Попутная песня», написанный по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом в 1837, в то же время, когда Тёрнер делал наброски к представленной картине. 
Художник с его мятежным духом оценил скорость и комфорт этой формы передвижения.

Джон Рёскин, страстный поклонник живописца, создавший пятитомный трактат «Современные художники», свидетельствует, что Тёрнер загорелся идеей создать эту картину, когда ехал в поезде во время шторма и выглянул в окно. Открывшийся взору вид поразил его, и мастер выразил свои впечатления в полотне. Но написать так, как упоминает Рёскин, художник не мог. Зрителю представляется, что паровоз движется ему навстречу. При импрессионистичности образа узнается реальная местность - Мейденхедский виадук через Темзу, построенный незадолго до появления работы.

Другие работы автора: