Извлечение камня глупости

Возврат к результатам поиска
Автор: Босх Иероним
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Картина Иеронима Босха (Bosch Hieronymus) «Удаление камней глупости»

Год создания: между 1488 и 1516 годов

Оригинальный размер: 47.5 х 34.5 см.

Мадрид, Прадо

В этой картине зритель сразу отметит противоречивое своеобразие творческой натуры выдающегося нидерландского мастера, который во многом определил дальнейшее развитие искусства. Иероним (Иеронимус) Босх – сын и ученик Антониса ван Акена, уроженца Аахена. Он жил и работал преимущественно в Хертогенбосе. В 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его мастерскую. Около 1480 года он женился на богатой патрицианке, ее значительное придание обеспечило художнику финансовую независимость и позволило войти в замкнутый мир местной аристократии. Он также вступил в Братство Богоматери, религиозное братство, членами которого были как монахи, так и миряне. Это братство занималось также и благотворительной деятельностью. В архивных документах братства несколько раз упомянуты различные заказы, исполнявшиеся Босхом. В капелле церкви Богоматери состоялось и отпевание художника. Иероним Босх принадлежит к числу самых загадочных живописцев в истории старого западноевропейского искусства. По словам Карела ван Мандера, биографа нидерландских художников

Кто бы был в состоянии  рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего.

В то время картины художника не пользовались большой популярностью. Самую большую коллекцию картин Иеронима Босха собрал испанский король Филипп II. Картина «Удаление камней глупости» создана около 1490 года. В те времена по землям Нидерландов бродили коробейники, фокусники, лекари. Считалось, что они занимаются плутовством ,а люди, доверяющие им, показывали человеческую глупость. В эпоху Позднего Средневековья было популярно суеверное представление о том, что можно сделать человека умным, если вырезать жировые наросты глупости на его черепе. Художник показал на картине, как происходит удаление камней глупости, но во время операции из головы пациента вместо камней глупости появляется тюльпан – символ обмана. На заднем плане картины видны колесо и виселица, напоминающие о неизбежных наказаниях за земные грехи. Круглый формат композиции (Mundus  - Мир) также подчеркивает всеобщий масштаб всего происходящего. Окружающий мир воспринимается как всеобщее царство глупости и обмана.


Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

Другие работы автора: