Избиение младенцев

Автор: Бурдон Себастьян
Арт-стиль Жанровая живопись
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф 2:1-12), царь Ирод, узнав от волхвов, что в Вифлееме родился младенец, которому предназначено стать Царем Иудейским, приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет, рожденных в этом городе. Основным мотивом создания картины послужило, вероятно, желание художника дать ответную реплику на одноименное произведение Шарля Лебрена 1647 г. (Далич, Картинная галерея колледжа). Картина является одной из самых сложных по композиции в творчестве Бурдона. В построении пространства, в пластике фигур заметно влияние Никола Пуссена, таких его произведений, как "Сбор манны" (Париж, Лувр) и "Похищение сабинянок" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Событие прочитывается зрителем последовательно, взгляд перемещается от одной группы к другой по направлению к центру произведения. Действие разворачивается на фоне величественных сооружений, четкость и простота геометрических форм которых вносит в композицию дополнительную ясность.

Автор: Бурдон, Себастьян. 1616-1671

Название: Избиение младенцев

Место создания: Франция

Время создания: Начало 1640-х гг.

Материал: холст

Техника: масло

Размеры: 126x177 см

Поступление: Поступил в 1779 г. Приобретен из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон Холл (Англия)

Инвентарный номер: ГЭ-1223

Категория: Живопись

Раздел эрмитажного собрания: Европейское искусство

Коллекция: Французская живопись XV-XVIII вв.

Эрмитаж - Бурдон, Себастьян - Избиение младенцев

Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, в Иерусалим пришли из далекой восточной страны мудрецы-волхвы. Воссиявшая на небе звезда возвестила им о рождении Царя Иудейского, Спасителя мира, Которому они пожелали поклониться. Звезда, воссиявшая им на Востоке, шла перед ними и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9). 

Поклонившись новорожденному Царю, волхвы принесли ему свои дары: золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Истинному Человеку, Которому надлежало пройти через врата смерти.

По повелению Иудейского царя Ирода волхвы должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они иным путем отошли в свою страну (Мф. 2, 12). 

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, по времени, которое он выведал у волхвов (Мф. 2,16). 

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев стали первыми мучениками за Христа. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме.

Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (2, 18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие. 

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23, 35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу.

За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти. 

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. Преподобный Андрей Критский написал песнопения на день избиения младенцев.

Другие работы автора: