29.04.2016

Эстетизм в живописи


Во второй половине 19 века в европейской живописи наступает серьезный кризис – академическая живопись перестает удовлетворять творческие потребности художников, и они все чаще обращаются к новым стилям и направлениям. Это «брожение» приводит к возникновению во Франции импрессионизма, который навсегда изменил мировое искусство, а в Англии в это время формируется эстетизм – художественное движение, хотя и не такое знаковое как импрессионизм, но все же оставившее важный след в английской живописи.

Как уже было сказано выше, основной причиной возникновения эстетизма стало неприятие молодыми художниками норм академизма. Живописцы-эстеты придерживались идеи чистого искусства, то есть считали, что искусство должно существовать только ради искусства, и не должно больше нести никакой смысловой нагрузки. Картина, по их мнению, должны быть эстетически прекрасна, главное в ней – это техника исполнения, игра света и тени, красота жизни, а все социальные, этические и другие проблемы необходимо оставлять за её рамками. Истоки эстетизма заложили живописцы, входившие в Братство Прерафаэлитов – Данте Габриель Россетти и Альберт Мур. Изначально разделявшие идеи Джона Рёскина, в 1860 годы они отказались от его морализаторских принципов. Однако расцвет художественного эстетизма связан и именем американского живописца Джеймса Уистлера. В начале 1860-х годов Уистлер переезжает в Англию, где знакомится с Россетти и его основными идеями. В 1877 году американский художник публикует манифест эстетов.

Уистлер настолько проникся идеями эстетизма, что старался убрать из своих картин все лишнее, в том числе и свою подпись. Поэтому его полотна этого периода подписаны изящной бабочкой, органично добавленной в композицию. К тому же он одним из первых стал расписывать картинные рамы, делая их частью полотна. А, например, на картине «Ноктюрн в синем и золотом…» он и вовсе совмещает эти два приема и рисует фирменную бабочку на узоре рамы. В период расцвета эстетизма, Уистлер возглавлял это художественное направление. Среди других художников-эстетов наиболее известны Эдвард Берн-Джонс, Джон Стэнхоуп и Фредерик Лейтон. Хотя эстетизм возник в одно время с импрессионизмом, и оба стиля декларировали уход от традиций академизма и основывались на впечатлении художника об изображаемом, но в них гораздо больше различий, чем сходства. Главное отличие эстетизма заключается в том, что художники-эстеты стремились передать зрителю свое личное эмоциональное переживание от увиденного, свое субъективное впечатление, а импрессионизм был нацелен на передачу объективной мгновенной красоты мира.

назад к списку новостей »