12.09.2014

Изобразительное искусство Средневековья — тесная связь с ремеслом


изобразительное искусство средневековья тесная связь с ремеслом

Изобразительное искусство заняло исключительное положение в средневековой Европе. В обществе, где грамотность была уделом немногих, образование — монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой литературы — латынь, искусство наряду с устным словом оставалось наиболее действенным средством общения с широким зрителем. Характерная черта средневекового искусства — его тесная связь с ремеслом.  Ручной труд был главной формой материальной деятельности. Уровень строительной техники, организация труда средневековых мастеров приводили к тому, что произведение искусства могло возникнуть лишь как плод усилий целого коллектива или нескольких поколений мастеров.

В истории искусства Западной и Центральной Европы Средних веков отчетливо различимы три этапа.

  • Первый, охватывающий период с конца V до середины X вв., когда развитие искусства происходило под знаком столкновения противоположных тенденций: изобразительной антропоморфной античной традиции и орнаментальной варварской.
  • Второй этап (вторая половина X — XII вв., а в ряде стран и позже) совпал с переходом феодального строя к развитой фазе, сопровождавшейся укреплением феодальных общественных институтов и канонизацией мировоззрения. В области изобразительных искусств этот период характеризуется сложением первого общеевропейского художественного стиля, который вошел в историю под названием «романского».
  • Третий этап — появление и расцвет готического искусства (вторая половина XII — XIII в.) — пришелся на высшую точку развития феодализма: подъем средневековых городов и расцвет рыцарской культуры. Готика стала высочайшим достижением средневековой философской, художественной и технической мысли.

Живопись каролингской эпохи нашла свое яркое воплощение в книжной миниатюре. В конце VIII в. при дворе Карла Великого начали собирать придворную библиотеку. Из Италии и ирландских монастырей вывозились древние манускрипты, становившиеся образцами для каролингских художников. Рукописи в этот период делали большими, миниатюры писали во весь лист. Стремление достичь классических результатов, но своими средствами приводило в миниатюрах к сочетанию более или менее правильно понятых классических норм и совершенно неклассического духа. Громадная роль принадлежала рисунку, живопись сводилась в основном к раскраске. Активная масса форм и энергичные, яркие краски передавали впечатление богатого, насыщенного мира.

Монументальная живопись периода романики сохранилась в немногих памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, использовали восковую темперу.

Системы росписи храмов, подобной той, которая существовала в Византии, на Западе не сложилось. Утвердившееся с каролингской эпохи отношение к изобразительному искусству как к «книге для неграмотных» определило повествовательную наглядность романских фресок. Главную роль играл рисунок, выразительность линии, жеста, позы.

Ярко отразила особенности романского изобразительного искусства книжная миниатюра. Значительные произведения появились уже в период ранней романики в искусстве Оттоновской империи. Среди них Евангелие Оттона III (конец X в.) и Книга евангельских чтений Генриха II (1007 — 1012). Византийские образцы сообщили романским миниатюрам композиционную дисциплину, вооружили иконографическими формулами.

Новый стиль в искусстве западного Средневековья родился во Франции в середине XII в. Современники называли его французской манерой, потомки, начиная с эпохи Возрождения, стали именовать готикой (от ит. gotico — «готский», т. е. грубый, варварский в отличие от «римского»). Характерные черты стиля готики — подвижность, одухотворенность и экспрессия. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре и скульптуре. Живопись развивалась главным образом в миниатюрах и росписях створок алтарей. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописным, если не считать витражи, поскольку ставшая ажурной стена не подходила для стенописи. В огромном количестве книг, украшенных миниатюрами, запечатлен образ жизни Средневековья. Миниатюрами украшались не только богослужебные манускрипты, но и книги рыцарской поэзии, сатирические рассказы и научные трактаты. Переход к готическим принципам изображения в миниатюре произошел только в начале XIII в. Новым стало господство тонкой и острой линии, придававшей образам легкость и одухотворенность. Изменился внешний вид листа. Инициалы выступали на свободное поле страницы, на поля выносились завитки готических буквиц, которые дали начало бордюру, ставшему непременной принадлежностью французских рукописей. На горизонтальных линиях обрамления и в завитках орнамента художники помещали маленькие фигурки назидательного, комического или жанрового характера. Они получили название «дролери» (забавы) и составляли собственный мир.

Расцвету искусства украшений на полях способствовало творчество живописца Жана Пюсселя, который соединил тонкий вкус столичной школы и доведенные до высокого совершенства дролери с желанием приобщиться к приемам изображения пространства, сложившимся в Италии. Интерес к человеческой личности позволил выделиться жанру портрета. Наибольший интерес представляют готические витражи. Особую роль в готической архитектуре играл свет. Огромные окна превратили стену в светящуюся преграду, витраж — в монументальную живопись из цветных стекол. Витражи, пронизанные лучами солнца, создают изумительный эффект сиянием своих красок. Изображения на витражах подчиняются техническим требованиям мозаики из больших кусков цветного стекла. Соединенные свинцовыми полосами, они имеют угловатые, граненые очертания. Почти бесцветные снаружи, витражи раскрывали свою магию в интерьере. С восходом солнца ориентированный на восток алтарь первым расцвечивался сияющими, лучезарными красками. В течение дня преображенный витражами свет путешествовал по храму, загораясь вечером в розе западного портала. Яркое свечение стекол в солнечный день сменялось в пасмурную погоду голубоватым мерцанием. Витражные окна, особенно круглые окна-розы западных порталов, считались гордостью многих соборов.

В станковой живописи зародился жанр портрета. Уникальный памятник станковой живописи XIII в. — части расписного алтаря из Вестминстерского аббатства. Высокие фигуры исполнены душевного движения, лица моделированы тончайшими переходами светотени, ритмика складок и силуэтов передает взволнованно-одухотворенную атмосферу. В живописи гротескные существа и простонародные жанровые сценки нередко обрамляли изысканные композиции. Готическое искусство создало свой образ Христа — нищего странника, проповедника, обличающего богатых грешников и плачущего над страданиями человечества.

Готические «Распятия» поражают трагическим пафосом, иногда ужасающим натурализмом передачи смерти. В то же время приобрел огромное значение культ Богоматери, объединивший гуманистические устремления эпохи и выраженное в рыцарской поэзии поклонение Прекрасной Даме. С начала XIII в. образ Марии, и прославляющие ее сцены становятся непременным звеном сюжетной программы готических порталов. В сопоставлении противоположностей, придававшем произведениям особую остроту и захватывающую пронзительность, выразилась сущность готического искусства.

назад к списку новостей »