18.07.2014

Эль Греко - «Страсти Христовы. Христос с крестом»


Эль Греко родился на Крите, где обучался у монастырских иконописцев, работавших в традициях византийской живописи. В 1560-х он приехал в Венецию, где стал изучать ренессансное искусство. Сохранились косвенные свидетельства, что художник обучался в мастерской  Тициана и у Якопо Бассано, а также испытал сильное влияние Тинторетто.  В 1570 году он перебрался в Рим, где работал для кардинала Алессандро Фарнезе.

Эль Греко Страсти Христовы Христос с крестом

Эль Греко. Страсти Христовы. Христос с крестом (ок.1600-1605)

Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. В результате своего противостояния гениальному флорентийцу, Эль Греко выработал свой неподражаемый метод, наполненный экспрессией и эмоциональностью образов. Около 1576 года художник переехал в Испанию в надежде получить заказ  на монументальные композиции для строящегося Филиппом II Эскориала, королевского дворца. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. Расцвет творчества художника связан с Толедо. Первые выполненные Эль Греко алтарные картины для монастыря Санто-Доминго эль Альтиуго принесли ему успех и новые заказы. В толедских композициях художник в полной мере воплотил свое видение мира, отвечающее религиозно-мистическим исканиям испанских мыслителей рубежа XVI-XVII веков.

На картине «Страсти Христовы. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Это один из завершающих эпизодов Страстей. Страсти Христовы– совокупность событий, принесших Иисусу физические и духовные страдания в последние дни и часы Его земной жизни. После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли. Эль Греко создал несколько композиций на этот сюжет, это полотно – одна из лучших поздних работ. Полуфигура Христа, обхватившего крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Фарфорово-бледный лик Христа с огромными, полными слез глазами, обращенными наверх, и тонкие кисти рук, спокойно лежащие на вертикальной перекладине, свидетельствуют о смирении перед волей Отца, пославшего Его для искупления грехов человеческих. В терновый венец на голове Иисуса вплетены едва заметные зеленые побеги в ореоле ромбовидного нимба, что дает надежду на спасение через страдание и физическую смерть.

назад к списку новостей »