23.07.2018

Рафаэль - Создание Сикстинской мадонны

Наиболее важен римский период творчества Рафаэля, отмеченный созданием росписей папского дворца и большого алтарного образа «Сикстинской мадонны». Но до переезда в Рим была серия прекрасных мадонн: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени»,  «Мадонна со щегленком», «Мадонна в креслах» и одно из лучших его ранних произведений, — «Обручение Марии» (1504). Действие последнего полотна разворачивается в перспективе площади, ведущей к храму. На переднем плане встречаются две группы, Марии и Иосифа. Их объединяет священник, совершающий обручение будущих родителей Христа. «Грацио» — «изящество» — так оценили современники основной характер образа произведения. Красноречивая выразительность поз, движений, жестов, звучащая в певучести линий и объемов картины, вот что вно­сит в искусство своим творчеством Рафаэль.

RAFAEL - Madonna Sixtina (Gemäldegalerie Alter Meister, Dresden, 1513-14. Óleo sobre lienzo, 265 x 196 cm)FXD.jpg

Рафаэль
Сикстинская мадонна. 1513—1514
Холст, масло. 265 × 196 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

Приглашение в Рим художник получил от папы Юлия II, своенравного, энергичного расширителя границ папской области, любителя искусств и мецената. Рафаэлю была поручена роспись Ватиканского дворца, трех комнат личных апартаментов владыки католической церкви. Наиболее значимой оказалась работа в Станца делла Сеньятура (кабинет «подписей» — здесь скреплялись печатью папские указы). Четыре стенные композиции представляют четыре вида деятельности: богословие, философию, поэзию, правосудие. Дань уважения к родоначальникам философского знания отразилась во фреске «Афинская школа». Это шедевр мастера.

В грандиозном архитектурном пространстве (будто бы строениях идеального города) располагается и движется вся череда светочей античной философии: Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Архимед и т.д. На всех персонажах отблеск того великого знания о мире, который представляет философия. Фреска — наиболее классическое выражение духа Высокого Возрождения.

«Сикстинская мадонна» была написана художником в 1515—1519 гг. для провинциальной церкви Святого Сикста маленького городка Пьяченца. Сейчас она находится в Дрезденской картинной галерее. Это самый пленительный образ вечной женственности и материнства в истории мировой живописи. Картина будто увеличивает центральное открытие ренессансной живописи — это зеркало, в котором видит себя зритель, она обладает повышенной духовной связью с теми, кто наблюдает ее. Композиция произведения представляет спускающуюся по облакам Богоматерь с сыном на руках. Ей предстоят святые Сикст и Варвара. Пелена занавеса раздвинута по краям, и последним рубежом перед явлением чуда становятся погрудные изображения двух подперевших лица ручками ангелочков с крылышками. Светлая печаль матери, знающей судьбу своего сына, выражена пронзительно-остро и гармонично-величественно. Взгляд мадонны не фиксируется и трудно уловим, кажется, она смотрит не на нас, а сквозь или мимо нас, есть в этих широко открытых глазах оттенок тревоги и прозрения, когда человеку вдруг открывается его судьба. «Сикстинская мадонна» — счастливое воплощение поисков современной композиции, объемов, пространства, которые искали мастера Возрождения. Она кажется плодом божественного озарения художника. Видимо, не зря писатели-романтики придумали, что она приснилась Рафаэлю.

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его земной женщине — Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека, вероятно, с собственной любовницы

 

1 МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. «Вокруг света»)».

2 МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3 СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4 РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

5 ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

6 СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7 ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8 АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9 РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине — Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал мадонну с реального персонажа — собственной любовницы.

***

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/article/206841/

назад к списку новостей »