23.07.2018

Искусство Италии - Мазаччо

Мазаччо наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло входит в число трех великих родоначальников ренессансного искусства в Италии.

Томмазо ди Симоне Гвидо, известный под именем Мазаччо (1401—1428), прожил очень короткую жизнь. По значимости его творчество равносильно длительной эволюции и масштабу свершений его современников. Он решил все насущные проблемы живописи, которые поднял за столетие до него Джотто.

В годы своего ученичества Мазаччо отдал дань традициям готики с их повышенной эмоциональной динамичностью, контрастным цветовым колоритом. Но первые же годы самостоятельной работы сформировали в нем уникальную творческую личность. Можно говорить о воздействии на него скульптуры, которая раньше живописи стала отходить от готики; не остался художник в стороне и от научных открытий своего времени, в частности разработанной Брунеллески теории линейной перспективы.

Главная работа Мазаччо-монументалиста — это росписи капеллы Бранкаччи (имя заказчика) церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Бесспорно кисти мастера принадлежат две главные композиции: «Подать» и «Изгнание Ада­ма и Евы из рая». В них продемонстрировано все то, что с таким трудом осваивала проторенессанная живопись: размещение фигур в пространстве, взаимосвязь их между собой и пейзажем, законы анатомии человеческого тела.
Во фреске «Изгнание из рая» Ева с рыданиями запрокинула голову назад, Адам от стыда и отчаяния закрыл лицо руками. Обнаженные тела, экспрессия в выражении чувств, переданных до убедительности звуковой ассоциации, делают эту сцену шедевром стенописи 15 в.

В композиции «Подать» разыгрывается евангельский сюжет платы подати апостолом Петром. Деньги чудесным образом находит Христос, указывая на то, что нужная монета (статир) окажется в пасти только что выловленной рыбы. Все три момента легенды объединены общим пейзажным пространством. В центре группа конфликтующих людей: яростный Петр, сборщик податей, обращенный к зрителю спиной.

Мазаччо. Мадонна с младенцем. (после реставрации) 1424-1425, Вашингтон, Национальная галерея

Мазаччо. Изгнание из рая

назад к списку новостей »