20.07.2018

Искусство Китая - Период государства Сун

На границе 10—11 вв. в живописи Китая, как и во всем искусстве, появились изменения. Во времена Сун именно пейзаж стал главным жанром в живописи. Среди художников-пейзажистов наиболее известными были Ли Чэн (работал в 960—990 гг.), Сюй Даонин (1-я половина 11 в.) и Го Си (1020—1090). Все самое красивое в жизни, все чувства связывали тогда с природой. Горы и реки, водопады и головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины — все это передает восторг живописцев перед безбрежными просторами мира. Все предметы кажутся воздушными, и это стало еще одним завоеванием художников. Все поиски и мечты художник Го Си изложил в своей книге. Она помогает нам лучше понять его картины. Главная его мысль заключалась в том, что красота природы — в ее изменчивости, а разные времена года и даже периоды дня меняют настроение у людей. Так, например, весна — и люди радостны, летом они спокойны, а зимой унылы. Все это художник замечательно передает в своих картинах-свитках. На картине «Начало весны в горах» горы словно вырастают из тумана, а в свитке «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами» природа не имеет границ.

Картинки по запросу Искусство Китая - Начало весны в горах

Го Си. "Начало весны в горах" Свиток. Тушь. 11 век.

Сюй Даонин 

Известный художник - пейзажист эпохи Сун
Период творчества: Работал в 11 веке 

 
Сюй Даонин
Ловля рыбы в горном потоке. 

11 век
48 х 120 
Шелк, тушь
Канзас-Сити (штат Миссури), Художественный музей Нельсона Аткинса 

 
Фрагмент свитка

Во всех пейзажах сунских мастеров человек не становится властителем мира, наоборот, он сливается с природой, он — часть ее. В 11—12 вв. пейзажи стали писать не только на свитках, но и на небольших листах бумаги и шелка. Потом из них составлялись альбомы. Иногда это просто фрагменты, кусочки природы. Одним из достижений периода Сун стали портреты. Мы видим на портретах только тех людей, которые были известны своими знаниями и мудростью, знатных и благородных. Среди них портреты красавиц и знатных женщин в своих дворцах или изображения буддийских святых. Для того чтобы написать портрет, надо было быть не просто художником, а ученым. Только тот, кто проник в тайны физиомантии, мог заниматься этим. Физиомантия —учение о том, как по форме лица, глаз, губ, носа можно определить характер человека. Эта наука опиралась на опыт и знания древней китайской медицины.
Появилось несколько сочинений о том, как надо писать портреты. Автором самого известного был поэт, философ и живописец Су Ши. Он говорил, что писать человека, а самое главное — природу, надо как сам чувствуешь. Не обязательно долго учиться, чтобы стать художником. Ведь то, что мы видим на картине, на самом деле не показывает душу вещей. Только люди с высокими духовными качествами, творящие, когда есть вдохновение, могут создать шедевры. А художники, которые работают на заказ, просто ремесленники. Это направление получило название «вэньжэньхуа» («живопись ученых»).

В эту группу художников входил и Ми Фэй. Ми Фэй был талантливым живописцем и поэтом, поэтому он пошел дальше, чем Су Ши. Его картины намного романтичнее, чем у всех остальных художников. Это хорошо проявилось в его пейзаже «Весенние горы и сосны». Художник показывает лишь несколько горных вершин, которые выступают из тумана. Зритель может только догадываться об их высоте по сравнению с деревьями и хижинами. Художник специально избегает острых и четких линий. Все на картине мягко и поэтому гармонично, лирично. Ми Фэй создал свое направление в искусстве периода Сун. Ему подражали его сын Ми Ю-жэнь и многочисленные художники поздних эпох. Они переняли его манеру письма, где пятна, облака туши имеют большее значение, чем линии или контуры.

Горы и сосны весной (фрагмент)

Каллиграфия Ми Фэя, выполненная во время нахождения в Цзянсу.

В конце 12—13 в. начался новый этап в живописи Китая. Самыми известными художниками были Ма Юань (работал в 1190—1224 гг.) и Ся Гуя (работал в 1190—1225 гг.). Они впервые стали рисовать человека в природе. Природа отражает чувства человека, изображенного на картине. Особенно славился такими пейзажами Ма Юань. Для всех его работ, а особенно для пейзажей «Лунная ночь», «Одинокий рыбак на зимнем озере», характерно поэтическое и грустное настроение.

Картинки по запросу Искусство Китая - Одинокий рыбак на зимнем озере

Ма Юань. «Одинокий рыбак на зимнем озере».

Архитектура 11—13 вв. эпохи империи Сун хотя и основана на прежних традициях, но сильно отличается от старой. Постепенно изменился облик городов. Они по прежнему росли и украшались, но теперь стены кварталов были снесены, и город стал более светлым. Через каналы и реки, обсаженные деревьями, перекинулись изогнутые мосты. Императорские дворцы теперь находились в центре. Они стали многоэтажными. Внутри комнаты окружали галереи, а от жаркого солнца заслоняли многочисленные крыши, расположенные в несколько слоев друг над другом. Здания стали более изящными, не такими строгими. Стены, потолок и балки изнутри и снаружи покрывает тонкая резьба и другие украшения и многоцветная, красочная роспись. Крыши кроются разноцветной черепицей, покрытой глазурью.

Несмотря на упадок буддизма, в стране продолжают строиться буддийские храмы и пагоды. Но их внешний облик изменился. Примером может служить монастырь Цзиньсы (1023—1031). Он резко отличается от массивных, строгих строений танского периода. Храм кажется хрупким и легким. Такое впечатление ему придают деревянные колонны, лестницы, галереи, покрытые резьбой. Изменились и пагоды. Теперь это не строгие камерные башни. Они более живописны и изящны. Строили пагоды не только из камня и кирпича, но даже из железа и бронзы. Самой известной пагодой этого времени является «Пагода тигровой горы» в городе Сучьжоу. Эта светло-серая башня стоит на высокой горе, и поэтому уже издалека можно увидеть, как она красива. Несмотря на свою почти десятиметровую высоту, она кажется очень легкой и изящной. Многие пагоды этого времени украшались керамическими плитками или скульптурой. Такова пагода «Тэта», или «Железная», построенная в 1041—1044 гг. в столице государства Сун — Бяньляне. Она состоит из тринадцати этажей. Сверху донизу вся пагода покрыта небольшими плитками. Эта 57-метровая башня кажется, особенно издалека, невесомой. Острые углы крыши как бы плавно поднимают ее ввысь, изгибаясь, как ветви ели. На юге страны в это время строили совсем другие пагоды, небольшие (7—8 м). Внутри не было сделано никаких помещений. Они были похожи на большие скульптуры или памятники, тем бо­лее что многие украшались скульптурными рель­ефами. Но ярче всего зодчество эпохи Сун проявилось в 12—13 вв. Оно все дальше отходило от танских образцов. Рядом с архитектурой начинает развиваться совсем новое искусство — ландшафтных садов. Новая столица Линьань руками людей была превращена в прекрасный сад. Над этим трудились не только архитекторы, но и поэты с живописцами. Они должны были строить так, чтобы не было заметно, где кончается природа и начинается творение рук человека. На берегах и островах озера Сиху появились резные беседки и увитые плющом маленькие домики. В горах построили хижины только для того, чтобы там можно было в уединении любоваться природой.

Искусство создания таких садов было перенято Японией, а затем попало в Европу. Без цветов, как бы случайно повторяя живую природу с горами, озерами и деревьями, они были настоящими шедеврами. Архитектура и живопись периода Сун смогли достичь таких высот только благодаря развитию декоративно-прикладного искусства. Так, например, жанр «цветы и птицы» появился благодаря вышивке. Керамика была очень яркой, изящной и разнообразной. Ведь дворцы императора и знати, как и всякие храмы, нуждались в большом количестве посуды. В это время начали производить и фарфор. Для посуды этого периода были характерны не только чистота формы, нежные краски, но и неповторимость каждого блюда, каж­дой вазы или чашки. Мастера-керамисты этого времени были такими же поэтами и знатоками природы, как и живописцы. Одним из наиболее известных за пределами Китая видов фарфора был серо-голубой и серо-зеленый. Сосуды как бы подражали драгоценно­му камню нефриту и поражали мягким сиянием глазури. Очень редкими были сосуды из белого фарфора, которые делались только для императора. На тонкие просвечивающиеся стенки наносился тонкий узор. Он мог быть вдавленным или выпуклым, изображающим пышные цветы пиона, хризантемы или других растений.

Картинки по запросу Искусство Китая - кэсы

Искусство кэсы появилось еще в периоды династий Хань и Вэй, однако расцвет рельефного рисунка на шелке приходится на время правления династии Сун

Картинки по запросу Искусство Китая - кэсы

Настенная декоративная ткань кэсы. Фрагмент. 15 - 160 вв. Китай

Во времена Сун большой известностью пользовались и шелковые ткани. Еще в эпоху Тан начали делать «кэсы», или «резаный шелк». Но сейчас эта техника достигла высочайшего мастерства. Это была очень мягкая, нежная, почти драгоценная ткань. Каждый узор, каждый фон на ткани ткали отдельно, поэтому узор хорошо виден. Ткань делали по рисункам известных художников так искусно, что они превосходили собой вышивку. Птицы, присевшие на ветку, цветущие деревья, пейзажи и жанровые сцены были выполнены в мягких серо-синих, голубых и легких розовых тонах. Большим искусством изготовления отличается и мебель. Все, даже самые мелкие детали были соединены без гвоздей. Дверцы шкафов выкладывали мозаикой из разных пород деревьев или покрывали тонкой резьбой. Столы на низеньких ножках инкрустировались узорами из фигурок птиц, животных и растений, и даже пейзажами.
Лаком были покрыты все деревянные изделия, даже статуи святых. Из камня делали тонкие и прозрачные сосуды. В руках мастеров нефрит, который тверже стали, становился гибким и послушным. Сосуды обычно изготавливали гладкими, чтобы можно было любоваться цветом самого камня, его прожилками, то светлыми, то темными. Узор из фантастических животных, драконов или растений наносили обычно у самого горлышка, чтобы он не мешал любоваться камнем.

Пейзаж Ли Сысюня

Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были так поэтичны, что современники говорили: «Его стихи — картина, его картины — стих».
Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.

Пейзажи 11—12 вв. грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мельчайших подробностей из жизни природы. Художники будто приоткрывают зрителю завесу, которая отгораживает его от скрытой и полной тайн жизни гор и лесов. Обычно художник располагает свой пейзаж на длинном свитке так, будто сам смотрит на него с высокой горы. Он противопоставляет планы и масштабы: маленькие фигуры сопоставляет с большими, как бы показывая, насколько человек или группа деревьев бесконечно малы сравнительно с громадами диких скал, громоздящихся до самого неба. Дымка тумана, озеро посреди гор, написанные чуть тронутой влагой кистью, помогают художнику отделить всегда крупный и ясный передний план от дальнего, который написан легко и воздушно.

Выдуманный, построенный воображением самого живописца, пейзаж вместе с тем наполнен дыханием жизни, связан единым ритмом, общим настроением, так как весь он написан только черной тушью, то густой, то прозрачной, богатой своей тональностью. Незаполненный фон также дает простор для фантазии. Художник-пейзажист не досказывает всего до конца, давая возможность зрителю дополнить фантазией то, что он подсказал лишь намеком. Человек, даже если его и нет в пейзаже, будто незримо присутствует в нем как зритель — так пронизана лирическим настроением природа.
На длинном свитке «Осенний туман» живописец 11 в. Го Си располагает бесконечные цепи гор, старые сосны и хижины, утонувшие в волнах мягкого тумана.

Осенний туман. Го Си

Тишина и покой окутывают природу. Куда ни кинешь взгляд, повсюду словно замерший и безмолвный просторный вид. Далекой и неясной кажется полоса воды у подножия гор. Весь пейзаж написан нюансами черной туши, построен на сочетании четких графических линий и мягких живописных пятен. Однако зритель ощущает и влажность осеннего дыхания и спокойную мягкость приглушенных красок.
Пейзаж «Читающий стелу», написанный живописцем 10 в. Ли Чэном, проникнут тем же острым чувством красоты мира. Усталый путник на белом коне подъехал к заброшенному камню с древней, стершейся надписью. Плита так стара, что в нее вросли узловатые ветви сосен, и весь ландшафт кругом кажется местом позабытым, диким и заброшенным. Суровой романтикой и поэтической прелестью древних сказаний веет от этой написанной тушью картины.

Настроение и стиль пейзажей Китая после завоевания страны кочевниками в 12—13 вв. изменились. Боль и страдание, горькие думы как бы усиливали любовное внимание художников к природе отечества, вносивших в произведения лирические оттенки. Настроение пейзажей этого времени часто грустно и тревожно; гордая мощь природы меньше привлекала художников, которые писали небольшие картины, лишенные былой торжественности. Вот одна из них: «Одинокий рыбак на зимнем озере», написанная одним из крупнейших живописцев конца 12 — начала 13 в. Ма Юанем. Маленькая лодка затерялась среди тумана зимнего озера. Природа словно дремлет, дремлет и рыбак в своей одинокой лодке. Здесь нет ни скал, ни деревьев, только вода, вода без края до самого неба, и маленькая сгорбленная фигурка в лодке, неподвижно застывшая среди этого пустынного и неподвижного пейзажа. Намеками передает художник свои чувства, как бы позволяя зрителю додумать в своем воображении эту картину. Его пейзажи, обычно монохромные, построены асимметрично. Отбрасывая многие детали, художник пишет только черной тушью, используя все приемы то острой, будто сломанной линии, то мягкого текучего пятна. Еще лиричнее живописец 12 в. Ли Ди, изображавший мягкие зимние пейзажи, где среди пушистых снежных деревьев неторопливо бредут одинокие путники, ведущие ленивых буйволов, или показаны мальчики-пастушки, переезжающие лесные речки на спинах этих неторопливых животных.

Человек, ведущий буйвола. Ли Ди

Многие художники сунского периода писали картины на бытовые темы, продолжая танские традиции. Они изображали в своих длинных свитках сцены шумной городской жизни столицы Кайфына, народные праздники, игры детей, школу и резвых учеников, сцены из быта знати. Как правило, такие картины отличаются подробным бытописательством, большой занимательностью.
Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета. Общие реалистические стремления танского и сунского времени сказались на всех школах и направлениях живописи, а также на развитии всех видов искусства этих высших этапов культуры китайского средневековья.

назад к списку новостей »