03.09.2017
Мел Рамос «Велвита» (1965) 
Холст, масло. 152 х 178 см 
Коллекция Луиса К. Метеля, Нью-Йорк 

Пин-ап - так обозначали изображения девушек, которые рабочие и солдаты прикалывали к дверцам шкафов, а водители грузовиков -к стенам кабин, чтобы хоть немного разнообразить серый будничный мир. Основой для живописных пин-ап служили фотографии. Даже Мэрилин Монро начинала свою карьеру, позируя для этих изображений. Адресаты пин-ап - мужчины, причем преимущественно мещанского происхождения. Шаблоном жанра является образ девушки с соблазняющим взглядом, сладострастно открытым ртом, длинными ногами и большими грудями: пару ей составляет другой образ - застенчивая и нерешительная девушка желающая скрыть от любопытных глаз свою наготу. Оба образа являются плодами мужских сексуальных фантазий и нарочно вычленены из мира мужчин. 

В иерархии изобразительного искусства пин-ап относятся к более вульгарным изображениям, нежели сентиментальные и воинственные комиксы, источники вдохновения Лихтенштейна, или этикетки с коробок от моющего средства и суповых банок, многократно повторявшиеся Уорхолом. Тем не менее даже они получили в поп-арте художественную трактовку Путь в музеи им проложил представитель калифорнийского поп-арта Мел Рамос. Для него не существует принципиального эстетического различия между претенциозным и пошлым искусством. Так же мало он разграничивает коммерческое и некоммерческое искусство. 

Художник, аналогично Уорхолу, начинал с прославления таких героев комиксов, как Бэтман, а затем обратился к женским образам с календарных и журнальных страниц. Под покровом предрассветных сумерек «сексуальной революции», прибегая к асептически сексуальным образам, началась «эпоха Возрождения желания», которая охотно использовала средства рекламы, чтобы «донести» свою продукцию «до мужчины». В картине «Велвита» упаковка плавленого сыра служит постаментом обнаженной девушке стройных пропорций. Ее образ напоминает «Обнаженную» скульптора-классициста Антонио Кановы: девушка демонстрирует зрителю свою красивую спину, но при этом, повернув голову с превосходно уложенными волосами, она бросает на него взгляд, исполненный тоски. 

Точно воспроизведенные надписи на упаковке сыра, а также ее форма имеют такую же эстетическую значимость, как и гладко написанное тело красавицы с двумя ямочками над круглыми ягодицами. Соединение несовместимых элементов наделяет картину абсурдностью с небольшим оттенком сюрреализма. На подсознательном уровне в картине читается циничное заявление, что личное счастье может состоять лишь в постоянном потреблении таких суррогатов, как пин-ап, или лакомств фабричного изготовления.
назад к списку новостей »