01.09.2017

Питер Блейк «На балконе» (1957) 
Холст, масло. 121 х 91 см 
Галерея Тейт, Лондон 

Еще до того времени, когда современное искусство узаконило собирание курьезов как «поиск истоков», художник Питер Блейк выступил в роли собирателя, или, по крайней мере, педантичного регистратора. Правда, его собрание получило выражение не в отдельных оригинальных экспонатах, а в живописном полотне, объединившем на зеленом фоне трактованные фронтально предметы коллекции художника. Эти предметы разделяют плоскость полотна с представленными на ней четырьмя молодыми людьми, которые сидят на скамье парами. 

На дальнем плане можно видеть косо поставленный стол, на котором стоит еще одна девушка; видна только нижняя часть ее тела Характер изображенных предметов лучше всего обозначается понятием «разное». Здесь можно увидеть титульные листы иллюстрированных журналов «Life» и «Weekly Illustrated», фотографию с Уинстоном Черчиллем вместе с королевской семьей, фотографию-панораму королевской семьи со своими родственниками из континентальной Европы, пачку сигарет, раскрытую книгу, еще одну фотографию, а также вымпел. Кроме того, на столе внизу слева Блейк изобразил обычные предметы ежедневного потребления: пачку маргарина, полупустую бутылку с лимонадом, банку сардин в масле, газету... Вероятно, художник «перечислил» все, что однажды скопилось в его ателье. 
Мотивы прорисованы аккуратно и тщательно, вплоть до самых мелких деталей, с почти фотографической точностью. Их исполнение сильно контрастирует со схематически поданными, почти детскими лицами и телами молодых людей. Ничто в картине не указывает на исключительность - если не считать шедевра Эдуарда Мане, который почти незаметно, в числе других предметов коллекции, появляется у левого края полотна: именно этот шедевр (Балкон, 1868) и дал название картине Блейка. Художник поместил работу Мане наравне с тривиальными объектами массовой культуры. В этом контексте картина фактически становится ее частью. Хотя принадлежность отдельных объектов остается не ясна, Блейк, очевидно, ставит в своей картине вопрос о статусе «шедевра в эпоху его технического репродуцирования» (Вальтер Беньямин).

назад к списку новостей »