28.05.2017

Крест

крест
др.-греч. staoros — «крест», «кол», «шест»; лат. crux — «крест»

Один из старейших и универсальных графических (геометрических) символов гетерогенного происхождения. В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей.

Невозможно указать на основной или даже преимущественный источник образа креста, в формировании сложной символики которого участвовали самые разные мотивы:

— мировое древо,
— изображение деревянного огнива (палочек) — две руки часто ассоциировались с воспламеняющимися палочками, которые которые в представлении первобытного человека наделялись женским и мужским полом.
— солярный знак (перекрещивающиеся лучи),
— схема воловьей упряжки.

Гетерогенность образа креста подтверждается и этимологиями его названия в разных языковых традициях.

В большинстве языков, различающих грамматический род, принадлежат мужскому роду; лат. crux является исключением, хотя в ряде случаев также относится к мужскому роду. В языках, различающих грамматические (именные) классы по критериям разумности — неразумности, активности — неактивности, часто относится к категории активных имён, что иногда приводит к трактовке слова для креста как одушевлённого имени.

Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях. Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. Постепенно становится всё более геометричным.

В посленеолитическую эпоху становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).

Как ритуальный знак занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании, доколумбовой Америке.

В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная — соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад — осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер», библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками и т. д.). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов. Крест делит квадраты на равные четвертные части — распространённая градостроительная схема.

Часто выступает как модель человека или антропоморфного божества. Антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, фольклоре (загадки), мифологических и религиозных сюжетах.

Моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.

Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого.

Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с крестом связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуализованном поведении, в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту.

Вместе с тем крест соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего он сам её орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса (показательно, что в мифопоэтических построениях круг практически лишён этой семантики, несмотря на образ колеса пыток). Но на кресте принимают не только безблагодатную и позорную смерть (как преступники в Риме, ср. дальнейшее развитие старой идеи в «Дереве повешенных» Ж. Калло). Основная мифологема, связанная с крестом, подчёркивает иное: человек (или божество), висящий на кресте и раскинувший руки по его сторонам (иногда эта схема дублируется птицей с распростёртыми крыльями), умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни.

Вместе с тем крест — и знак смерти (у А. А. Ахматовой «А здесь уж белая дома крестами метит…» в сопоставлении с обычаем американских индейцев ставить кресты на домах, чтобы не допустить возвращения умершего), откуда роль креста в обряде умирания (последняя исповедь, причащение святых даров), похорон, креста на могиле, креста как иероглифа смерти, как знака вычёркивания, упразднения, отмены и т. п. памятные кресты на дорожных перекрестках, площадях и в других местах.

Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная — небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.

Человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом как перед перекрёстком, развилкой пути, где налево — смерть, направо — жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задаётся образом креста. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток — переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста). Эта двоякая ориентированность креста объясняет ещё одну идею, связываемую с ним, — выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т. п. Следует, однако, отметить, что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с крестом), а на его положительном результате (жизнь, счастье, удача).

Важные сведения о кресте могут быть почерпнуты из анализа других мифологических образов, выступающих в функции, сходной с функцией креста (дохристианские кресты). Особый интерес в этом ряду представляет древнеегипетский анх. Равноконечный крест отмечен на ассирийских, египетских, персидских, этрусских медалях, керамике и памятниках; сходный с латинским crux immissa — на древних таблицах и некоторых произведениях искусства. С классом крестов связана и свастика.

Наделяется преимущественно космическим символизмом.

Формы Существует много различных форм креста, наиболее часты в искусстве латинский и греческий. Крест имеет много декоративных вариантов этих основных типов, когда он используется в церковном орнаменте (часто в сочетании с надписями и символическими предметами).

Крест с колесом в центре — чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) — гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест — солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой — древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц — это лунная барка, женский воспринимающий элемент; крест — ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.

Сочетания Символическая роль креста в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов креста, а также без учёта более сложных знаковых фигур, в состав которых входит крест. Ср. лишь некоторые примеры: Вписанный в круг круг и круг — соединение мужского и женского, единство и триада; Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны.

Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. Масонский крест — это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг — у народов Азии, а также германцев — Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре — царство, верховная власть; шар, яблоко, держава — одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь — осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле; Вписанный в квадрат Крест в квадрате — китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате — символ земли, где круг означает Небеса.

symbolarium.ru

Книги

1. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. «Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы»

Уникальное издание, в котором символы даются на стыке религии, мифа и науки. Помимо традиционного подхода — толкования и описания символов - составителями предпринята попытка представить символ как акт непосредственного переживания, как мост, соединяющий разные планы бытия. Не обойдена вниманием и роль символического мышления в архитектуре, музыке, искусстве.

2. О. Вовк. «Энциклопедия знаков и символов»

Мы не всегда задумываемся о том, какой смысл таят в себе окружающие нас знаки: от гербов городов и государств до товарных знаков (они подчас тоже имеют тысячелетние корни!). Уникальная по охвату материала книга Вовка раскроет перед вами тайны вечного мира символов, включающего в себя как символы священные, связанные с великими религиозными учениями, так и многоликие магические знаки и некоторые образы из растительного и животного мира, ставшие символами — загадочными и по-своему неисчерпаемыми.

3. Н. Попова. «Античные и христианские символы»

Художники прошлых эпох часто использовали символы для передачи идеи произведения. Кроме того, с их помощью они раскрывали смысл и значение художественного образа. В наши дни знакомство с античными и христианскими символами позволит по-новому взглянуть на хорошо известные произведения, поможет расшифровать их скрытый смысл. Прилагаемый словарь включает толкование наиболее часто встречающихся символов, связанных с античной мифологией и христианской религией. Он может стать полезным для любителей искусства, которые откроют для себя много интересного и доселе неизвестного.

4. Жорж Жан. «Знаки и символы. Энциклопедия»

Для общения людям понадобились знаки. Не имея возможности напрямую сообщать реальность своим собратьям, они постепенно подыскивали представляющую ее замену — систему знаков. Шло время, и система эта разрослась до бесконечности. Начав с простейших условных жестов, обозначавших определенные расстояния, человек создал целый мир на огромной черной доске, где рядом с письменностью и речью возникли другие великие знаки общения — символы самой жизни. 

5. Ганс Бидерманн. «Энциклопедия символов»

Крест, траурное платье, красная роза, обручальное кольцо, свечи на праздничном столе — изо дня в день мы встречаемся с символами. Откуда же берется их жизненная и эмоциональная сила? Известный немецкий ученый проф. Ганс Бидерманн, используя достижения археологии, этнографии, искусствоведения, филологии, психологии и других наук, показывает истоки символов и верованиях и образе жизни доисторических людей, в культуре древних мировых цивилизаций, в восточном и европейском средневековье.

6. Дж.Купер. «Энциклопедия символов»

Человечество на протяжении всей своей истории пользовалось символами, так как элемент символизма присутствует везде. Знание символики — это не просто вопрос эрудиции. Оно имеет непосредственное отношение к познанию человеком самого себя. Символика — это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный вскрыть различные ее аспекты, неуловимые для прочих средств. Хотя значение символа невозможно полностью втиснуть в рамки энциклопедии и вообще передать словами, многое в символике за прошедшие века стало традиционным и образовало своего рода международный язык, выходящий за рамки обычной коммуникации.

7. А. Егазарова. «Иллюстрированная энциклопедия символов»

Иллюстрированная энциклопедия символов — уникальное издание, в котором символы освещаются с разных сторон: традиции, мифа, религии и науки. Различия в толковании символов, присущие авторам статей, в этой книге не скрываются и не сглаживаются, что позволяет создать на ее страницах живое пространство для работы символа в сознании читателя с тем, чтобы за воспринимаемым образом и знаком возникал не только и не столько информационный конденсат, а скорее мост, переброшенный через пропасть обыденного мира в пространство «иного». Невероятное для однотомного издания количество ценных иллюстраций с развернутыми комментариями к самым ярким образам позволяет развернуть широкую панораму символического мышления в архитектуре, искусстве, рекламе и пропаганде. Особый интерес представляют примеры анализа пропагандистского искусства большевистской России и Третьего Рейха, а также новейших массмедиа, активно использующих архетипический символизм в своих разработках.

8. Джон Фоли. «Энциклопедия знаков и символов»
9. Телицын, Багдасарян, Орлов. «Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия»

Материал подготовлен и составлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство

назад к списку новостей »