10.04.2017

Неопластицизм 


«В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Шенмакерсом, стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма». 

Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем Питом Мондрианом и другими художниками входившими в объединение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) — этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль» («De Sti- ji») основанными в Лейдене в 1917. 

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале «Стиль». 

В 1920 Мондриан выпустил брошюру «Неопластицизм» изданную в Париже галереей Эффор модерн. Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung . Концепцию пересекающихся под прямым углом линий приняли художники группы «Стиль». Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики — с распространением влияния группы «Стиль». 

Неопластицизм в архитектуре 

Данный стиль в искусстве нашел свое призвание не только в художественных работах, но и в архитектуре. Первым, кто взял на себя ответственность перенести неопластические произведения в трехмерное пространство, был Геррит Ритвельд. Архитеткор взял за основу обычное раскладывающееся кресло-кровать и создал его в традиционных для неопластицизма красно-синих цветах. Соблюдая все характерные черты стиля, Ритвельд создал уникальную абстрактную скульптуру, которая состояла из черного каркаса, двух реек разной длины и нескольких досок.

назад к списку новостей »